Найти тему
Мутное время

Кризис 1584. Как Россия попрощалась с Грозным.

Бурно попрощалась, эмоционально. Но совсем недолго.

Столько всего за год случилось, что про смерть царя приподзабыли.

И бои уличные в Москве были, и татары с ногайцами в ближнем Подмосковье.

А еще случился максимально скандальный церковный собор.

И падение некоронованного правителя тогдашней России, этакого полудержавного господина Ивана Мстиславского.

Хотите подробностей? Конечно, хотите, стали бы вы статью открывать, если бы не хотели.

Умер царь Иван не внезапно. Почти десять дней перед смертью он лежал лежнем, страшно отек. В последний день, как это часто бывает у умирающих, царю Ивану похорошело. Он потратил утро на уточнение завещания, потешил себя банными процедурами и решил продолжить банкет за шахматной партией с одним из своих приближенных – Романом Биркиным. Партия так и осталась недоигранной (или вовсе не сыгранной). Перед смертью царь успел принять постриг с очень символичным именем Иона, что подразумевает не только длительную агонию, но и готовность к ней окружающих. По легенде царь умер, сжимая в руке шахматную фигуру (есть версии про короля и пешку в зависимости от авторов). Это, конечно, неправда, но очень символичная.

Смерть Грозного. Из открытых источников
Смерть Грозного. Из открытых источников

Пометки на полях

Символизм имени проявляется двояко. С одной стороны Иона – едва ли не единственный пророк, который попытался не исполнить божью волю, за что был проглочен китом и освобожден только после покаяния.

Вот отрывок его откровения, прочитайте, оно того стоит:

«К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.

И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!»

Во-вторых, это редкий пророк, изгнанный из города за проповедь и возвращенный раскаявшимся народом Ниневии. Особенно сильно этот мотив отмечен в мусульманской версии биографии Ионы (Юнуса).

Параллели жизненных перипетий многострадального пророка Ионы и царя Ивана более чем очевидны.

Конец пометок на полях.

Медицинский анамнез царя особой сложности не представляет. Царь тяжело болел с 1579, когда его от души накормили сулемой. Крепкий старик оклемался, но почки посадил. Их болезнь и стала для него приговором. Полутора веками позже с очень похожей симптоматикой будет умирать Петр Великий. Его почечнокаменную болезнь историки (более-менее адекватные) не оспаривают.

То есть умер царь не внезапно, к его смерти готовились. Проводили честь по чести. К слову последние годы жизни в делах управления потихоньку подменял Федор. Он был уже взрослым мужчиной, имел несколько лет опыта удельного князя Суздальского и Ярославского и (вопреки мнению наших историков) справлялся вполне неплохо. Группой его поддержки были те, кого в книгах Зимина и Скрынникова принято называть старомосковским боярством. Воспитанный суздальскими процерковными боярами Годуновыми, Федор сильно отличался от отца. Конфликт отца и сына был менее яростен, чем у отца и сына Иванов, но в воздухе витал. В основном идея заключалась в разводе наследника с Ириной Годуновой ради княжны Мстиславской и церковных разборках. Разборки были нешуточные. А развести себя с Ириной Федор не позволил никому. Ни отцу, ни митрополиту, ни боярам.

Про церковные разборки, наверное, стоит сделать отдельное отступление т.к. без них в катавасии начала 1580-х непонятно решительно ничего.

Еще в 1580 году на фоне страшных разгромов армии Баторием и потери Полоцка военная партия посягнула на святое – потребовала от церкви земель для армии. Требование было более чем адекватным т.к. в лихолетье опричнины церковь весьма нажилась на землях опальных, тем самым нарастив свое влияние, но подорвав обороноспособность страны. Собор принял весьма суровые ограничения церковного землевладения, потребовав вернуть землю бывшим владельцам или царю для раздач.

Принятые решения демонстративно не были исполнены и 1581 год стал настоящим кошмаром. Новые поражения на фронте (Баторием взяты Великие Луки, царь Иван сидел в осаде в удельной Старице), смерть митрополита Антония (его свои убили за то, что прогнулся или вояки за неисполнение решений собора?), смерть царевича Ивана (светского вождя клерикальной партии). Юг и восток атаковали ногайцы и сибиряки Кучума.

После смерти Антония (ради приличия уточню, что оспариваемой, есть источники об удалении владыки от престола) новым митрополитом был избран новгородец Дионисий. Новгородское наместничество тогда контролировали Иван Мстиславский и его зять Иван Голицын т.е. можно говорить о значимой победе военной партии во внутренних разборках. Старый митрополит был москвичем и крестителем Полоцка т.е. сторонником Ивана Ивановича и религиозным фанатиком. С таким унии не замутишь.

Последний митрополит эпохи Грозного Дионисий провожает первого царя в последний путь. Из открытых источников
Последний митрополит эпохи Грозного Дионисий провожает первого царя в последний путь. Из открытых источников

Новый владыка Дионисий кротко снес максимально унизительную аудиенцию папского посла Поссевино, агитировавшего за унию с католической церковью, и даже не возражал, когда ростовский епископ Давыд публично поддержал заезжего гастролера. Поссевино покидал Москву в полной уверенности в успехе унии, но во внутреннем политикуме на этот счет согласия не было. Проектов было несколько.

Проект Мстиславских сводился к унии, евроинтеграции и секуляризации в пользу новых дворян преимущественно ногайского происхождения, что мигом погасило бы пожар южной войны по лекалам начала 1570-х. Он выражал желания литовской и татарской знати.

Проект иосифлян и традиционно выражающих их волю Шуйских включал категорический отказ от унии и силовое подавление восстаний на юге в духе середины-конца 1550-х. Во внутренней политике Шуйские ориентировались на традиции царства времен Макария с широкой федерализацией, олигархизацией и новгородской системой власти, где архиепископ всегда был выше князя по власти и влиянию.

Проект окружения царя Федора (пусть будет старомосковское боярство) подразумевал отказ от унии и постепенную централизацию страны. Это продолжение традиций двора/опричнины, где царь выше митрополита, законы относительно унифицированы, а государство поддерживает дворянство в ущерб олигархам из высшего боярства.

Проекты сражались друг с другом в неспокойное царствование Грозного, Смуту и даже некоторое время после нее.

Пометки на полях.

Несложно кстати увидеть и прототипы государственного устройства всех трех групп. Первые – полонофилы, строили Речь Посполитую, вторые возрождали новгородские порядки с примером в виде папской власти, третьи брали в качестве примера Оттоманскую Порту. Обвинять кого-то из них в недостатке патриотизма просто глупо. Все проекты имели свои понятные плюсы и риски.

Да и в принципе так всегда. Мы вот застали в начале 2000-х веселую свалку либералов (с США как моделью будущей России) и силовиков (в качестве аналогичной модели использовавших Британию). Россия при Николае II имела тоже три проекта – федеративной республики социалистов, конституционной монархии кадетов и самодержавной монархии разнообразных монархистов. Первый явно брал прототипом США, второй Англию, третий был самостоятельным, но, увы, не слишком жизнеспособным. И не только в России так.

Политика вообще про проектное управление, а не про хаос и спонтанность.

Конец пометок на полях.

Мир на западе (в 1582 – с Речью Посполитой, в 1583 – со Швецией) дал возможность всем трем группам заняться внутренними разборками. В 1583 году был лишен сана и сослан рядовым монахом в монастырь излишне разговорчивый епископ Давыд. Его открыто обвинили в католической ереси. Противники унии одержали убедительную кабинетную победу.

Да и вообще начало 1580-х было бурным временем для иерархов церкви. Особенно для противников частичной секуляризации. За период 1580-84 были смещены несколько лидеров церкви.

Самый заметный из них - архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия (выходец из Иосифо-Волоколамского монастыря и последовательный иосифлянин). Смещен в 1581 году (вернулся в родной монастырь рядовым монахом), сменил его архиепископ Тихон, выходец из нестяжательского Псково-Печерского монастыря.

Уже упоминавшегося епископа Ростовского и Ярославского Давыда сменил Ефимий, выходец из московского монастыря.

Сменился представитель Коломенской и Каширской епархии. Место еще одного Давыда, сторонника Мстиславских (или просто обласканного этим родом иерарха) занял будущий патриарх Иов, выходец из московской церкви и близкий царской семье.

Вместо Смоленского епископа Сильвестра (излишне благосклонно принявшего Поссевино) был приглашен Сарский и Подонский епископ Варлаам (Пушкин), личный друг и выдвиженец нового митрополита.

Любопытно, что ныне упраздненная Сарская (царская?) епископия (впоследствии - митрополия) была официально признана второй по значимости после Московской. На картинке – ее основание митрополитом киевским Кириллом в далеком 1261 году. Из открытых источников
Любопытно, что ныне упраздненная Сарская (царская?) епископия (впоследствии - митрополия) была официально признана второй по значимости после Московской. На картинке – ее основание митрополитом киевским Кириллом в далеком 1261 году. Из открытых источников

Всего за этот период сменилась половина церковного совета (5 из 10 высших иерархов), включая митрополита и двух восточных архиепископов (Казанского и Сарского). Аналогичная чистка произошла и среди настоятелей – почти полтора десятка монастырей сменили управленцев.

Это ж неспроста.

Смерть первого царя из династии Калиты мигом привела к властным разборкам. Ближний двор царя Ивана во главе с Богданом Бельским и Федором Нагим был из Москвы выслан. Нагие всем кланом с некоторым уважением и содержанием были отправлены в Углич, стеречь царевича Дмитрия. Богдан Бельский был сослан на нижегородское воеводство. Причем если Нагие поворчали, но уехали без боя, то вот Бельский несколько дней во главе верных стрельцов удерживал кремль. Кремль штурмовали боевые холопы Никиты Романова и Ивана Мстиславского. Первого – точно. В общем неспокойно было в Москве.

Пометки на полях

Богдан Бельский – один из персонажей, на биографии которого очень интересно отслеживать движущие силы Смуты.

1584 – оружничий, член Боярской думы, командир стрелецкого корпуса, организатор московского восстания.

1585 – нижегородский воевода.

1586-91 – в опале.

1591 – воевода, сражается с крымцами в Подмосковье и шведами в Ингрии. Все еще оружничий, но не думный дворянин.

1593 – посол к крымским татарам.

1596 – главный воевода засечной черты.

1598 – сторонник воцарения Симеона Бекбулатовича, созвал людей из вотчин. Тем не менее подписал грамоту о воцарении Бориса Годунова и стал окольничьим.

1600 – основал Царев-Борисов.

1602 – опала (то ли в тюрьме, то ли в Сибири).

1605 – после смерти царя Бориса амнистирован и введен в Боярскую думу. Активный участник воцарения Лжедмитрия I и восстания в Москве 1 июня 1605. Публично заявлял, что лично спас царевича Дмитрия от агентов Годунова. Волей нового царя боярин и наместник Новгородский.

1606 – часть имений конфискована, переведен вторым воеводой в Казань. Опала.

1610 – смерть от рук приверженцев Лжедмитрия II за публичный отказ от присяги.

Потренируйтесь на ней задавать правильные вопросы. Например, почему апологет первого Лжедмитрия лучше умрет, чем присягнет второму.

Так себе представляли Богдана Бельского создатели сериала Годунов. Роль сыграна Антоном Кузнецовым. Из открытых источников
Так себе представляли Богдана Бельского создатели сериала Годунов. Роль сыграна Антоном Кузнецовым. Из открытых источников

Конец пометок на полях.

После завершения разборок с Бельским пришли тревожные вести с юга. Набег на южнорусские земли совершили Крымская и Ногайская Орды. Вели ее дети Дивея-мурзы, плененного под Молодями в 1572. 52-тысячная татарская орда под предводительством Араслан-мурзы прорвалась через Оку. В течение двух недель татары и ногайцы разоряли подмосковные волости. В плен было захвачено «бесчисленно много русского народу».

7 мая русское войско под командованием думного дворянина Михаила Безнина настигло противника при устье реки Высы, в окрестностях Калуги. В упорном бою русские разгромили кочевников и отбили около 70 тысяч пленников. Мурза Есиней Дивеев с отдельным отрядом осадил город Белёв, где оборонялся князь Тимофей Трубецкой. Михаил Безнин отправил к нему на помощь военный отряд, который заставил мурзу снять осаду и бежать в степи.

Пометки на полях.

Численность Орды – на совести историков. Мобилизационный потенциал крымских ногайцев в походах на Венгрию и Персию позволял выставить 10-15 тысячный корпус. Вряд ли в Подмосковье пришло существенно больше. Тем более весной, на неоткормленных конях.

Араслан-мурза – зять Девлет-Гирея и один из самых влиятельных людей крымского ханства.

От продолжения крымских походов Россию спасла крымская смута 1584-88. Ногайцы и турки дрались за крымский трон руками лояльных им Гиреев. Турки предсказуемо победили, но не сразу и не до конца.

Михаил Безнин – один из незнаменитых, но успешных воевод эпохи Грозного. Он из старомосковских бояр тверского происхождения (самые известные его родственники – уже из эпохи Романовых, Нащокины и Ордины-Нащокины). Один из воспитателей царя Федора. Много и успешно воевал на севере и юге. Среди его достижений взятие Полоцка (1563), Пайды (1573, оставлен наместником), победа под Лялицами. Везде второй- третий воевода. Автор двух главных побед русской армии в 1584 – разгромил ногайцев при Выси и вернул царству восставшую в 1583 Казань.

Троице-Сергиева Лавра. Грозный ее не любил, а вот его дети обожали и часто навещали. В ней принял постриг Михаил Безнин. В ней нашли приют кости семьи Годуновых. Из открытых источников
Троице-Сергиева Лавра. Грозный ее не любил, а вот его дети обожали и часто навещали. В ней принял постриг Михаил Безнин. В ней нашли приют кости семьи Годуновых. Из открытых источников

Конец пометок на полях.

В июле 1584 года прошел самый секуляризационный собор в истории до Екатерины II. Он потребовал от церкви вернуть служивому сословию земли, переданные в опричное лихолетье. Царь Федор (в отличии от отца) не блистал красноречием на соборе, но твердой рукой провел в жизнь его решения. Церковь поделилась землями. Вдохновленная армия пошла на юг и восток громить Ногайскую Орду и строить крепости.

А в столице было неспокойно.

Уже осенью тяжело заболел фактический глава правительства Федора Никита Романович Захарьин-Юрьев, дедушка первого царя из династии Романовых. Пошли слухи о предстоящем разводе царя Федора и женитьбе его на дальней родственнице Агриппине Мстиславской.

Но это были лишь слухи.

Пока же я чуть уточню канву случившегося в переломный 1584.

Царь Федор сел на максимально шатающийся трон. В первый год после смерти отца его ждала попытка переворота со стороны тверского соправителя. Спасая наследника, того отправляют в Углич, доверив стражу врагам Мстиславского Нагим. В Москве переворот в пользу Симеона пытается совершить его родственник Богдан Бельский, но путч проваливается.

Пару недель спустя в ближнем Подмосковье появляется ногайская армия, пытающаяся повторить историю 1571 года. С той только разницей, что царь в Москве и бежать не планирует. Федор не повторяет ошибок отца, армию ведут не слишком родовитые, но верные воеводы видимо в основном из его бывшего удела. Ногайцы в первый, но не в последний раз за его царствование (повтор будет в 1591), уходят несолоно хлебавши из окрестностей столицы. За спиной ногайцев вновь маячит надоедливый тверской соправитель, родственник большинства вождей этого похода (среди ногайских участников, конечно).

Федора официально венчают на царство 31 мая 1584 года в день его 27-летия.

Царь Федор Иванович Блаженный, лучший наш правитель XVI века. Из открытых источников
Царь Федор Иванович Блаженный, лучший наш правитель XVI века. Из открытых источников

В июле царь созывает церковный собор и добивается согласия церкви на возвращение земель, переданных монастырям в лихие опричные времена. Его социальная база – старомосковское боярство и примыкающие к нему суздальские и ярославские княжата – получают обратно свои вотчины, когда-то заложенные церкви. В страшные 1560-е и 70-е их закладывали просто чтобы не достались опричным активистам. Церковь царь Иван толком не трогал.

Осенью российская армия (не опасаясь удара с юга, в Крыму начинается замятня) концентрирует усилия на подавлении Казанского восстания. И за несколько месяцев без особого труда делает то, что Мстиславский не мог сделать три последних года. Казань возвращена, на территории бывшего ханства появляется несколько новых крепостей, в том числе нынешняя Йошкар-Ола. То ли сил сконцентрировано было больше, то ли воевода Мстиславский двурушничал и валял дурака.

В 1585 на фоне разговоров о разводе царя Федора и женитьбе на дочери Мстиславского бывшего первого боярина постригут в монахи, а его зятя сведут с тверского престола.

Три последовательные попытки сначала просто сместить молодого некоронованного царя, а потом превратить его в свою марионетку, инспирированные Мстиславскими в 1584, с треском провалились. Разделившийся дом снова стал единым.

Царь Федор стал единственным полновластным правителем России.

Впрочем, борьба башен тогдашнего кремля только начиналась.

Церковники во главе с митрополитом Дионисием, очень неохотно проглотившие горькую пилюлю земельных решений собора, подозрительно стали привечать псковских и новгородских наместников с фамилией Шуйский, готовя молодому царю новые испытания.