Приятно, когда детективы, выходящие серией, всё-таки могут чем-то удивить читателя, оправдывая при этом возложенные на них ожидания. Третий роман Бена Аароновича «Шёпот под землей» не утратил присущих предыдущим историям о Питере Гранте динамичности развития сюжета, хорошего чувства юмора, манящей атмосферы волшебства, однако подход автора к написанию истории изменился, что, возможно, обусловлено особенностями очередного расследования, порученного ученику мага.
На путях недалеко от станции метро Бейкер-стрит найден труп американского студента, убитого черепком керамическом миски, явно наделенной какими-то волшебными свойствами. Взявшись за это дело, Питер, как и читатель, даже не подозревает, к какому открытию его это приведет. И чтобы спойлерами не испортить вам удовольствие от чтения «Шёпота под землей», скажу лишь, что роман очень понравится тем, кто любит истории о подземельях, погонях по темным тоннелям коллектора и стилистику стимпанк.
Мои ожидания от книги оправдались. Бен Ааронович знакомит нас с секретами Лондонской подземки: замурованными станциями, заброшенными бомбоубежищами, в которых подростки, во главе с дочерьми Матушки Темзы (о них мы знаем из романа «Реки Лондона») устраивают вечеринки, тайными ходами и, чего только не встретишь в этом мире, свинофермами. Однако любовь автора к фактографии постепенно сходит на нет: на смену историческим сведениям приходят легенды, реальные события из истории становления Лондона сплетаются с выдумкой. И этот переход не всегда удается отследить: вот ты читаешь о том, как начали строить Лондонский метрополитен, а вот уже Питер Грант, полицейский двадцать первого века, разговаривает с человеком, который рыл тоннели для первых веток метро в девятнадцатом веке. Признаюсь, мне понравилось, что выдумка и реальность в романе пришли в равновесие, ведь, читая детектив о волшебнике, мы всё-таки хотим не изучить историю Лондона, а окунуться в сказку.
Сюжетных линий в «Шёпоте под землей» тоже стало меньше: в центре сюжета расследование убийства в метро и где-то на периферии поиск Найтингейлом, учителем Питера, темного Безликого мага, с которым герои встретились во втором романе «Луна над Сохо». Полагаю, этот темный маг и будет главным антагонистом, который, по закону жанра, обязательно должен появиться у главного героя (не забываем про Мориарти и Того-Кого-Нельзя-Называть). К сожалению, проверить мою догадку мы сможем не раньше, чем будут переведены на русский язык оставшиеся романы серии.
Мне понравилось, что Бен Ааронович снова и снова подводит читателя к мысли о том, что способность к колдовству – не привилегия, а навык. Вопреки утверждению Томаса Найтингейла, что магия исчезает из Лондона, герои снова и снова находят доказательства того, что магия лишь ушла в подполье, под землю и там затаилась. Это делает историю чуть ближе к нам, напоминая, что чудесное рядом. Конечно, какие бы песни вы не пели, вам не удастся, подобно Шепчущему Народцу, слепить на гончарном круге магическую посуду, но разве вдохновенная самоотдача в процессе творчества не делает нас хоть на мгновение волшебниками, заставляя зрителя, читателя или слушателя чувствовать что-то особенное, соприкасаясь с вашим творением?
Мне понравился роман «Шёпот под землей». Он легкий, интересный и самобытный. Его не обязательно читать после двух предыдущий романов. Если после прочтения отзыва вы заинтересовались книгой, её вполне можно прочитать как отдельную историю.
Как вы относитесь к историческим справкам и фактам, которые авторы встраивают в сюжет художественных произведений: придают ли они полноту картине или, напротив, мешают погрузиться в сюжет?
Читайте и другие отзывы: