Найти тему

Русские художники. Куинджи.

Общий план.
Общий план.
Посередине Архип Куинджи, с поленом на плечах.
Посередине Архип Куинджи, с поленом на плечах.

Вообще известных Архипов у нас Два - Архип Михайлович Люлька и Архип Иванович Куинджи. Вот про второго и речь. 1842 (примерно) - 1910.

Вообще изначально фамилия Архипа была Куюмджи, а в метрике он вообще был записан как Емеджи - в общем, большие выдумщики эти приазовские греки (третья по численности этногруппа Донецкой республики).

Красный закат. 1905-1908.
Красный закат. 1905-1908.

Потрясающая работа, за которую Куинджи можно простить его жульничество при игре в шахматы с Менделеевым. Хоть сейчас третью Дюну оформляй.

Радуга. 1900-1905.
Радуга. 1900-1905.

Лично мне кажется, что у радуги дуга должна быть поострее, но то я, а то - Куинджи…

Зато гамма травы передана с большой точностью и сочностью. Я прямо чувствую эту влагу на сапогах.

Закат в степи на берегу моря. 1900-е.
Закат в степи на берегу моря. 1900-е.

Вообще Куинджи большой любитель и мастер закатов. Притом рисовал он в основном это самое закатное мгновение, которое длится от силы может минуту. Большой романтик.

Христос в Гефсиманском саду. 1901.
Христос в Гефсиманском саду. 1901.

Выставка этой картины произвела большое впечатление в публику. Во-первых потому что пришли смотреть на очередной закат, а тут Спаситель!

На самом деле сюжетных картин у Архипа Куинджи практически нет, да и поговаривают, что и тут он Иисуса использовал в основном как подставку для лунного света по контрасту с темными злодеями в саду.

Березовая роща.1901
Березовая роща.1901

Легендарная картина Куинджи «Березовая роща» в 1879 году, видимо, не произвела того эффекта, которого автор ожидал, и решил спустя 22 года повторить свое воздействие на зрителя. Да, он повысил детализацию берёз, но мне, честно говоря, первая нравится больше. Сейчас объясню.

Березовая роща. 1879
Березовая роща. 1879

Да, со стороны может показаться, что составленные вместе две разные картины, но нет, просто Архип Куинджи использует контрастный свет в качестве основного инструмента воздействия на зрителя. Помните, как у Иисуса в Гефсиманском саду.

На неё долго можно смотреть. К тому же в длину она - почти 2 метра.

Камни в Крыму. 1890.
Камни в Крыму. 1890.

Да, из-за техники кажется, будто Куинджи в зрелом возрасте решил впрыгнуть в последний вагон поезда импрессионизма, но на самом деле это я так балуюсь - просто это этюд размером 17 на 11 см.

А так да - Хорошие Крымские Камни.

Закат. между 1890 и 1895
Закат. между 1890 и 1895

Да, находится эта работа в Чебоксарах, где-то там Куинджи такую чувашскую девчонку и углядел. Что это за палка - неясно, но вот кувшин с вином я опознаю, опознаю.

А ещё в Чувашии у девушек нет тени. Потому что там солнышко со всех сторон светит в счастливых людей. Вот так.

Лунная ночь на Днепре. 1882.
Лунная ночь на Днепре. 1882.

Это - одна из вершин творчества Куинджи. Я, честно говоря, не знаю больше художника в 19 веке, который настолько магически передал бы свечение воды от маленькой яркой луны.

Заметьте, что по бокам Днепр угольно чёрный - и это чистая правда. Я все детство и юность провёл в Херсоне и уверяю, что Днепр безлунной ночью больше похож на нефть, чем сама нефть. Но какой же он в августе тёплый и ласковый!

На острове Валааме. 1873
На острове Валааме. 1873

Это одна из самых ранних работ художника, но одна из моих любимых. Сосна и берёза символизируют дружбу народов, а вот высочайший уровень детализации будет в творчестве Куинджи то приходить, то уходить…

Такой вот русский художник Архип Куинджи. Очередная яркая звёздочка на небосводе нашей культуры.