Найти тему
Мысли юриста

В городе была паника, пропадали маленькие дети.

Эрнст Неизвестный в одном из интервью вспоминал одного своего одноклассника и приятеля:
«Он был очень смирный и стеснительный, любил бывать один, — вспоминал Неизвестный. — Бывая с ним вместе, я вел разговоры о девочках, он всегда отзывался о них с какой-то брезгливостью и говорил, что не любит и никогда….»

Владимир Винничевский
Владимир Винничевский

Но это одноклассник, по имени Вовка, обманывал своего друга Эрика (впоследствии поменявшего имя на Эрнст). Он уже имел опыт отношений. И это было страшно.

В Свердловске был тихий летний вечер. Дедушка присматривал за внучкой, родители ушли в театр. Четырехлетняя Герда радостно играла в куклу во дворе.

- Деда, можно я еще погуляю.

- Немного, и домой, скоро мама с папой придут.

Дед отвлекся на минутку, не больше, а когда посмотрел – во дворе ребенка не было.

- Спряталась, наверное, шалунья. Герда! Иди домой!

Но Герда не отзывалась. Дедушка бегал, заглядывал во все углы и под кусты, но ребенка нигде не было. Вернулись родители. Отец заявил в милицию, и уже вместе со знакомыми и родственниками начали искать ребенка, прочесывать местность.

Нашли малышку через четыре дня, буквально рядом, в кустах одного из соседних огородов. Она была нежива, истерзана.

Милиция искала, кто этот изувер, были допрошены все недруги родителей Герды, соседи с судимостями, но так и не нашли преступника.

Но это только начало череды преступлений в Свердловске.

Буквально спустя два месяца, осенью 1938 года пропала четырехлетняя Ниночка. Мама сбилась с ног, пока ее искала. Устало она прислонилась к стене, вытерла слезы. И вдруг, каким-то чудом, она услышала стон из ящика с сеном для лошадей.

Она кинулась к нему. Там, закиданная сеном, лежала ее Ниночка, еле живая, с отметинами рук на шее. Девочка мало что помнила, она быстро потеряла сознание от боли, сказала только, что ее туда бросил какой-то дяденька, нестарый.

В феврале 1939 года маленький двухлетний Боря доверчиво протянул руку молодому человеку, но тут бабушка-соседка окликнула:

- Ты куда нашего Борьку повел? У него бабушка на минутку отлучилась. А ну, оставь ребенка.

- Я просто хотел помочь ему, думал, что заблудился. А я бы на санках покатал, пока найдут.

- Иди отсюда, показывальщик.

Бдительная старушка и не знала, что спасла ребенку жизнь.

Владимир Винничевский
Владимир Винничевский

Майские праздники, нежная зелень, яркое солнце. И вдруг раздался крик ребенка. Малыш кричал так, что просто прохожие бросились на звук.

Кричала четырехлетняя Рая. И именно это спасло ей жизнь. С ножевыми ранениями девочка была доставлена в больницу, ее еле-еле спасли.

В июне в парке нашли двухлетнюю Алю, девочка выжила только благодаря помощи медиков.

По городу поползли слухи, народ волновался:

— Это что же такое, на детей нападают посреди белого дня. Куда власти смотрят.

Панические настроения надо было прекращать. При этом преступления не прекращались. В основном это было в Свердловске (ныне Екатеринбург), но отметился изувер и в Нижнем Тагиле, и в Кушве.

Все дела объединили в единое, и тогда-то выяснили, что не Рая была первой жертвой, а все началось раньше. Но так как дела были в разных районах, то и не подумали, что действует один и тот же нелюдь.

Следователи работали круглосуточно: сверяли показания, опрашивали заново, искали хоть какую-либо зацепку. Места для преступлений были разные, орудия – так же. В милиции считали, что преступнику лет 20-25. Выжившие малыши мало что могли рассказать и пояснить в силу своего возраста. Ну что может рассказать малыш от 2 до 4 лет? Некоторые и говорили-то с трудом.

Напомню – это был 1939 год, тогда не было еще многих спецсредств, современных достижений науки.

Начальник Управления рабоче-крестьянской милиции Александр Урусов решился на чрезвычайную и непопулярную меру, за которую мог очень дорого поплатиться.

Он приказал вывести на улицу все силы милиции, организовать патрули из всех, кого можно. Главное – отслеживать все перемещения граждан с детьми.

- При малейшем подозрении – задерживать, - скомандовал он.

И именно эта мера помогла найти преступника.

Трое курсантов Свердловской школы рабоче-крестьянской милиции заметили молодого человека, который от остановки нес на руках спящего маленького мальчика. Это был трехлетний Слава Волков, родители которого в это время искали пропавшего малыша достаточно далеко от этого места.

Курсанты пошли за ними. Зашли в лес, и увидели на ветке детской пальто. Они бросились вперед. Молодой человек душил малыша.

Курсанты подоспели вовремя. Мальчик уже потерял сознание, но был жив.

Молодого человека задержали. Это был Владимир Виннический. На момент ареста ему было всего 16 лет.

Юноша признался в 8 убийствах малышей и 10 покушениях. Родители его: отец - мастер в городском коммунальном хозяйстве, мать – счетовод. Нормальная семья. Они даже не думали, что их тихий и малообщительный сын способен на такое. Да, учился он неважно, даже на второй год оставался, но то, что он творил оказалось за гранью их понимания.

дом, где жил Винничевский
дом, где жил Винничевский

Они разместили в газете «Уральский комсомолец» обращение:

«Мы, родители, отрекаемся от такого сына и требуем применить к нему высшую меру — расстрел. Таким выpoдkам в советской семье жизни быть не может».
Винничевские
Винничевские

Суд был строг, но справедлив – расстрел. Суд над Винничевским проходил, когда за определенные статьи советское законодательство предусматривало смертную казнь для несовершеннолетних, достигших 12-летнего возраста.

Адвокат Владимира направил прошение о проведении психиатрической экспертизы. Медики вынесли вердикт – вменяем. Состоялся повторный суд, который повторно приговорил Виничевского к расстрелу.

Владимир вел себя спокойно, видимо, не верил, что все, жизнь закончена. В августе 1940 года, после повторного вынесения приговора, он писал в президиум Верховного суда РСФСР жалобу, где просил помиловать его, направить его воевать танкистом (в боевых действиях СССР против финнов)

Расстреляли его 11 ноября 1940 года.

Вот про захоронение этого маньяка информация не выдавалась, была засекречена. Однако, в 30е годы прошлого столетия расстрелянных хоронили на 12 километре Московского тракта. В братской могиле были тела как политических заключенных, так и преступников, судимых по уголовных статьям. Считается, что там же и тело Владимира Винничевского.

В 90-е годы на этом месте был сделан мемориал, комплекс памяти жертв репрессий. А в 2017 году был открыт памятник скульптора Эрнста Неизвестного «Маски скорби: Европа-Азия», кстати, одноклассника и друга Владимира Винничевского.

памятник скульптора Эрнста Неизвестного «Маски скорби: Европа-Азия»
памятник скульптора Эрнста Неизвестного «Маски скорби: Европа-Азия»

*информация взята из разных открытых источников

Фото взято из открытых источников в интернете