Найти тему
Дикое поле

Церковь Кирилла и Мефодия.

В 863 году добравшиеся до Великой Моравии братья-миссионеры Кирилл и Мефодий начали свою проповедническую и образовательную деятельность в Великой Моравии, завершив процесс обращения предков современных чехов и словаков в христианство. Триумф солунских братьев и византийского православия оказался, увы, недолог, в итоге чехи и словаки приняли христианство римско-католического образца, но православие в Чехии и Словакии никуда не исчезло, его по-прежнему представляет здесь Чехословацкая православная церковь.

Собор святых Кирилла и Мефодия в Праге, кафедральный собор Чехословацкой православной церкви.
Собор святых Кирилла и Мефодия в Праге, кафедральный собор Чехословацкой православной церкви.

Свою историю Чехословацкая православная церковь ведёт с 863 года, когда в Великую Моравию прибыли Кирилл и Мефодий с целью проповеди христианской веры. На новых землях Кирилл и Мефодий рьяно принялись за дело, создав письменность для славянских языков, ставшую основой для всей славянской культуры, создав славянскую литургию и основав Великоморавскую академию, в которой, помимо всего прочего, готовились священнослужители для православной церкви в Великой Моравии. На протяжении IX века православная церковь в великоморавских землях бурно развивалась, но междоусобицы и немецкое давление подточили ее позиции, а мадьярское нашествие в буквальном смысле слова отбросило чешские и словацкие земли на несколько столетий назад.

Проповедь святых Кирилла и Мефодия.
Проповедь святых Кирилла и Мефодия.

Церковь Святой Маргариты в Копчанах, старейшая церковь Словакии и единственное здание, оставшееся со времён Великой Моравии.
Церковь Святой Маргариты в Копчанах, старейшая церковь Словакии и единственное здание, оставшееся со времён Великой Моравии.

После мадьярского нашествия в Х веке чехи и словаки отпали от христианства и вернулись в язычество, в результате чего их пришлось крестить заново уже по римско-католическому обряду. В этот период времени православная традиция в чешских и словацких землях оставалась только в глухих деревнях в Татрах и Карпатах, а также в подвластном русскому Галицко-Волынскому княжеству Закарпатье, но в 1646 году после Ужгородской унии Закарпатье массово перешло в униатство, но православие в Чехии и Словакии никуда не исчезло, его носителями и защитниками стали бойцы народного движения опришков.

Кафедральный собор Почаевской иконы Божией матери в Мукачево, Закарпатская область, Украина.
Кафедральный собор Почаевской иконы Божией матери в Мукачево, Закарпатская область, Украина.

Опришки.
Опришки.

"Весна народов" 1848 года изменила многое в Австрийской империи, которой принадлежали Чехия и Словакия, началась активная миграция из православно-униатской Галиции на запад, в более благополучную Чехию, ослабли также преследования на религиозной почве. Все это привело к росту православия в Чехии и Словакии, в начале ХХ века здесь было основано много православных приходов, подчинённых Сербской православной церкви. После Первой мировой войны позиции православия в Чехословакии усилились за счёт русских эмигрантов и в 1921 году здесь была учреждена архиепископия во главе с епископом Гораздом (Павликом), в 1923 году получившая автономию и перешедшая в подчинение Константинопольского патриарха. Оккупацию Чехословакии Германией Чехословацкая православная церковь не приняла, ее миряне и клирики приняли самое активное участие в Движении Сопротивления. В 1942 году священники Чехословацкой православной церкви во главе с епископом Гораздом спрятали в соборе святых Кирилла и Мефодия чешских диверсантов, перед этим ликвидировавших главного палача чешского народа Рейнхарда Гейдриха, но вскоре диверсантов выдал их же товарищ Карел Чурда, после чего они погибли в неравном бою прямо в соборе святых Кирилла и Мефодия. Гибель Гейдриха стала поводом для расправы над Чехословацкой православной церковью, ее предстоятель епископ Горазд и священники кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия были казнены, сотни священников и мирян оказались в концлагерях, всё имущество Чехословацкой православной церкви было конфисковано и разграблено, но она никуда не исчезла, продолжив действовать в подполье.

Первый предстоятель Чехословацкой православной церкви священномученик Горазд (Павлик) (1879-1942).
Первый предстоятель Чехословацкой православной церкви священномученик Горазд (Павлик) (1879-1942).
Памятник чешским диверсантам в соборе святых Кирилла и Мефодия.
Памятник чешским диверсантам в соборе святых Кирилла и Мефодия.

В 1945 году после освобождения Чехословакии деятельность Чехословацкой православной церкви была разрешена, но она находилась в таком разбитом состоянии, что патриарх Московский и всея Руси Алексий I учредил в Чехословакии экзархат, дабы помочь чехословацким православным в восстановлении церковной жизни. За 6 лет действия экзархата Чехословацкая православная церковь поднялась и окрепла, после чего, понимая миссию по восстановлению православия в Чехословакии завершённой, патриарх Алексий I даровал Чехословацкой православной церкви автокефалию, после которой она стала полностью самостоятельной. Ныне Чехословацкая православная церковь продолжает развиваться, являсь органичной частью чешского и словацкого обществ, число её прихожан достигает 74000 человек и продолжает увеличиваться.

Празднование Крещения Господнего в Праге.
Празднование Крещения Господнего в Праге.