Ну, или сбора информации, если выражаться более толерантно :) Ниже воспоминания кэптена Билла Хэмблета, бывшего американского военно-морского атташе в Москве в 2004-2006 годах.
Так вот, атташе он был только 2 года из 29 лет службы в качестве офицера военно-морской разведки.
Билл служил офицером разведки в эскадрилье FA-18, в отряде морских котиков, в авиакрыле авианосца и авианосной ударной группы. Его служба на берегу включала Управление военно-морской разведки, Объединенный штаб (J-2) Пентагона в 1999–2002 годах, военно-морской атташе в России в 2004–2006 годах, глава китайского отдела Объединенного центра разведывательных операций на Тихом океане и заместитель начальника отдела ближневосточной стратегии Национального контртеррористического центра с 2013 по 2016 год.
Та история началась 26 октября 1978 года, когда самолет ВМС США P-3C Orion в рамках миссии "Альфа Фокстрот 586" патрулировал вдоль восточных берегов Камчатки, осуществляя радиоэлектронную разведку и стараясь обнаружить наши корабли и подводные лодки. Я такие постоянно наблюдал над головой во время службы в Средиземке.
Внизу разыгрался шторм 7-8 баллов, высота волн 5-7 метров, скорость ветра 15-18 м/с, температура воздуха +7 градусов, температура воды +4 градуса. Обычно в целях экономии топлива, чтобы продлить время патрулирования американцы выключали некоторые двигатели. В какой-то момент командира экипажа – лейтенант-коммандер ВМС США Джерри Григсби (англ. Jerry Grigsby) принял решение запустить не использовавшийся двигатель, но тот начал неконтролируемо набирать обороты сверх всякой нормы, а потом загорелся.
Система пожаротушения боролась, сколько могла, но в итоге стало ясно, что с пожаром справиться не удастся и крыло в конце концов отвалится с понятным результатом. Григсби решил сажать машину на воду, пока это ещё возможно. Был подан сигнал об аварии, уничтожены секретные документы, 15 человек экипажа надели гидрокостюмы. Командир сумел посадить горящую машину между волнами, но при ударе самолета о воду погиб бортинженер сержант Миллер. А лейтенант-коммандер Григсби, по старому морскому правилу покидавший борт последним, не успел выйти и утонул вместе с ушедшим за 90 секунд под воду самолетом. На снимке лётчики этого самолёта до его гибели:
Быстрее всего к месту аварии могли добраться советские моряки. В операции участвовали несколько кораблей, в том числе военных, но ближе всех оказался БМРТ «Мыс Сенявина» под командованием капитана Александра Алексеевича Арбузова
Невзирая на исключительную опасность штормового моря, была спущена шлюпка со спасательной командой, в которую входили старпом Валентин Сторчак, штурман Василий Евсеев, механик Валерий Кухтин, матросы Николай Муртазин, Валерий Матвеев, Николай Опанасенко, Николай Килебаев; а также радист Хальзев (единственный из экипажа он знал английский и выступал переводчиком).
Советские рыбаки успели спасти десять человек, которые после падения самолёта, провели в океане 12 часов. Четверых они сняли с одного плота и девять, среди которых находилось уже трое погибших от переохлаждения, со второго, к этому моменту уже почти затонувшего, люди на нем сидели по грудь в ледяной воде. Спасенные члены экипажа «Ориона»: Эдвард Кейлор — второй пилот, Брюс Форшей — первый штурман, Джон Болл — второй штурман, Дэйв Рейнолдс — радист, Эдвин Флоу — авиамеханик, ГовардМур — авиатехник, Мэтт Гиббонс — тактик, Джон Вагнер, Гарри Хеммер, Гэрланд Шепард. Имена троих погибших от переохлаждения - Рич Гарсия, Джим Брунер и Рэнди Родригес — были самыми молодыми людьми на борту. (Тот факт, что только трое самых молодых членов экипажа погибли на плотах, вызвал вопросы во время расследования несчастного случая
Едва моряки переправили на судно обмороженных, заледенелых, почти невменяемых от сильнейшей качки американцев, как один из надувных плотов, попав в очередной раз под волну, пошёл на дно. Позже Александр Алексеевич Арбузов, описывая этот случай, сказал: «Не иначе как Бог помогал этим лётчикам»
Все подробности этой истории пересказывать не буду, в интернете достаточно описаний, но практически нигде я не нашёл, а что же было потом, за исключением того, что Арбузов и другие участники спасения были награждены медалью "За спасение утопающих"?
Вообще, об этой истории в СССР предпочли не распространяться. Вроде бы, американцы и награды какие-то посылали и спасённые лётчики пытались списаться со спасителями, но всё напрасно.
Два года спустя «Мыс Сенявина» зашел в американский порт Кадьяк на Аляске, и офицер Береговой охраны — отец одного из спасенных парней с «Ориона» — попросил встречи с капитаном.
«Пришлось отказаться, — признавался Арбузов. — Не по-человечески это как-то. Но такие были времена…»
Капитан продолжил выполнять и перевыполнять планы по вылову рыбы и впоследствии стал Героем Социалистического труда. А американские лётчики, спасённые им, не знали даже его имени, но ничего не забыли.
Но вот пришли новые времена. Предоставим слово дипломату-разведчику.
"...Весной 2004 года меня назначили военно-морским атташе посольства США в Москве. Через несколько дней после того, как я прибыл на службу, военный атташе, контр-адмирал ВМС США Бен Вахендорф, сообщил мне, что получил письмо от своего однокурсника по Военно-морской академии Эда Кейлора, одного из выживших лётчиков AF586. В 2004 году Кейлор был пилотом United Airlines и организовывал встречу выжившего экипажа P-3.
Он и другие члены экипажа хотели пригласить спасшего их капитана советского рыболовного траулера. Кейлор узнал, что его одноклассник находится в Москве в качестве военного атташе, поэтому отправил ему письмо с просьбой помочь найти капитана, связаться с ним и пригласить его на встречу, которая была запланирована на то лето в Лас-Вегасе..."
Далее Хэмблет немного шутит по поводу фамилии капитана - Возможно, один из его предков выращивал арбузы. "...Удивительно, но летом на улицах Москвы стоят арбузные киоски, в которых продаются одни из самых вкусных арбузов, которые я когда-либо пробовал ..."
Вот тут не могу не вставить свои пять копеек. Когда я учился в начальных классах, наша семья несколько лет прожила в Сталинграде. Прекрасно помню, какие замечательные были местные арбузы, тогда ещё с крупными коричневыми семечками. Не сравнить с современными, слыхал, что теперь это арбузы иностранной селекции и они не так вкусны, так что я американца вполне понимаю.
Далее он продолжает:
"...С помощью консульства США во Владивостоке мне удалось найти капитана Арбузова. Он жил в городе Южносахалинске на острове Сахалин, большом российском острове к северу от Японии. Он вышел на пенсию после мореплавания, но продолжал работать в Российском бюро рыболовства.
Вооружившись его именем и номером телефона, однажды в апреле я позвонил капитану Арбузову. Мои навыки русского языка были приличными после 10 месяцев обучения в языковой школе Госдепартамента в Арлингтоне, штат Вирджиния, но говорить на иностранном языке по телефону с незнакомцем — сложная лингвистическая задача. Я нервничал, набирая его номер. Звонок прошел с множеством щелчков и другого шума на линии.
Я был уверен, что этот звонок прослушивают российские спецслужбы — вероятно, как в Москве, так и на конце линии капитана Арбузова. На звонок ответила женщина из рыболовного бюро. Я сказал: « Гаварю Билл Хэмблет из Американского посольства в Москве» . Можно гаварить с капитаном Арбузовим, пожолста ?
Женщина переключила меня на Арбузова, который грубо ответил. — Да ? Я постарался объяснить, кто я и почему звоню.
«Я — военно-морской атташе США, звоню из посольства США в Москве (наверное, он подумал «шпион»). В 1978 году вы были капитаном рыболовного траулера, который спас экипаж самолета ВМС США?»
« Да ». Он был краток. Мысленно я представил, как он хмурится. Вероятно, он нервничал, когда ему позвонили из посольства США. Я быстро попытался объяснить, что меня попросили передать приглашение от группы ему и его жене присутствовать на их встрече. Он не понимал. Я спросил его, есть ли у него факс. « Да ». Он дал мне номер.
В офисе военного атташе был штатный профессиональный переводчик, который занимался всей официальной перепиской. Он перевел мне письмо, и я отправил его Арбузову по факсу. В письме Арбузову и его жене было предложено присутствовать на встрече, а также объяснялось, что выживший экипаж ВМС США оплатит все их расходы, включая авиабилеты, гостиницу, визовые сборы и некоторые расходы в Лас-Вегасе. На следующее утро я снова позвонил Арбузову. На этот раз его тон был более дружелюбным. Он с радостью сказал, что он и его жена примут приглашение.
Я был рад написать Эду Кейлору по электронной почте, что связался с капитаном Арбузовым и он принял приглашение. В течение следующего месяца я неоднократно переписывался с Эдом по электронной почте о деталях поездки Арбузовых. Часть моей работы заключалась в том, чтобы выступать в качестве их посредника или агента. Арбузовы отправились во Владивосток, чтобы получить визы в консульстве США. Они забронировали авиабилеты, используя ваучеры, которые Эд предоставил от United Airlines. А когда наступила неделя воссоединения, они полетели с Сахалина в Корею, в Лос-Анджелес, в Лас-Вегас.
Встреча в Лас-Вегасе, 2004 год. Эдвард Кейлор (первый слева), Александр Арбузов (третий справа)
Ещё один снимок, Арбузов пятый слева:
После встречи Эд прислал мне по электронной почте несколько фотографий, на которых капитан и миссис Арбузовы улыбаются вместе с членами группы на фоне блеска Лас-Вегаса. Их взрослая дочь также сопровождала их в поездке. По словам Эда, она довольно хорошо говорила по-английски. Все они выглядели очень счастливыми....
Моя поездка в качестве военно-морского атташе в Россию была самой интересной работой в моей карьере. Тот, 2004 год, стал, вероятно, высшей точкой американо-российских отношений после окончания Второй мировой войны. Президент Владимир Путин и президент Джордж Буш хорошо ладили. Первые двусторонние учения ВМС США и России состоялись в сентябре 2004 года в Северном море, и я был частью группы планирования этого мероприятия. Тем летом я организовывал и курировал визиты кораблей ВМС США в Санкт-Петербург и Владивосток.
Общий тон отношений между военными был позитивным и открытым. Из всей работы, которую я проделал в этом и следующем году, одной из самых приятных была связь капитана Арбузова с военнослужащими ВМС США, которых он спас на море в 1978 году. Это было напоминанием о том, что у Соединенных Штатов и России, и особенно у моряков и летчиков этих двух великих стран, было больше общего, чем того, что их разделяло.
Спустя много лет, несмотря на ужасное нынешнее состояние отношений между Москвой и Вашингтоном, я все еще верю, что это правда..."
Билл Хэмблет после завершения военной службы:
Нормальный в общем-то мужик, не так ли?
......................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: