Найти тему

Пакт Рериха и эволюционное значение культуры. Л.В.Шапошникова

Ко Дню культуры - 15 апреля - представляем вашему вниманию подборку выступлений академика Л.В.Шапошниковой на тему "Культура".

"Всемирный (Международный) день культуры ежегодно отмечается 15 апреля во многих странах мира.

Этот день был предложен отмечать автором «Пакта Рериха» — русским художником Николаем Рерихом.

В 1998 году Международная лига защиты культуры выступила с инициативой отмечать день подписания Пакта как Международный день культуры.

В 2006 году Литва стала первой в мире страной, в которой Всемирный день культуры отмечается на государственном уровне."

ЛЮДМИЛА ШАПОШНИКОВА: «КУЛЬТУРА ДОЛЖНА СТАТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ!»
19.10.2015 18:39 Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Николай Рерих. Картина "ШАМБАЛА СИЯЮЩАЯ" Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Это последнее интервью Людмилы Васильевны Шапошниковой – ученого-востоковеда, философа, писателя, крупнейшего исследователя творчества семьи Рерихов. Ее не стало 24 августа.

Людмиле Васильевне как своему соратнику и единомышленнику Святослав  Николаевич Рерих доверил хранить духовное наследие своей семьи.

Более 20 лет она возглавляла организованный ею первый в России Общественный музей им. Н.К. Рериха и Международный центр Рерихов. Кроме того, Людмила Васильевна занималась научной деятельностью, писала книги, преподавала, считая главной своей жизненной задачей просвещение, а национальной идеей предлагала сделать культуру, без которой, по ее убеждению, человеческая цивилизация существовать не сможет.

Последнее время она не давала интервью, сделав исключение лишь для специального корреспондента журнала «В мире науки» Наталии Лесковой. Жаль, что Людмила Васильевна не увидела его напечатанным... Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

-2

Последняя фотография Л.В. Шапошниковой, сделанная во время интервью Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Людмила Васильевна Шапошникова
(26.07.1926 — 24.08.2015)
Ученый-востоковед, философ, писатель, кандидат исторических наук.
Создатель и директор Музея им. Н.К. Рериха Международного центра Рерихов.
В 1950 г. окончила востоковедческое отделением исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию.
С 1957 по 1985 г. работала старшим преподавателем, доцентом кафедры истории Индии Института стран Азии и Африки МГУ.
В 1958 г. впервые побывала в Индии. В 1963–1965 и в 1970–1972 гг. работала в Мадрасе.
В 1972 г. начала заниматься изучением творчества Н.К. Рериха и его семьи, неоднократно встречалась и сотрудничала со Святославом Рерихом.
В 1989 г. была избрана одним из руководителем Советского фонда Рерихов, затем назначена директором Музея им. Н.К. Рериха в Москве.
В 1990 г. организовала и осуществила перевозку из Индии в СССР архива и наследства Рериха для Советского фонда Рерихов в Москве, переданных С.Н. Рерихом.
В 1991 г. инициировала создание новой организации — Международного центра Рерихов, была избрана первым вице-президентом МЦР. Была осуществлена масштабная реставрация памятника культуры «Усадьба Лопухиных» в Москве, где разместился Музей им. Н.К. Рериха.
Автор 45 книг.
Заслуженный деятель искусств РФ, член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Награды: Международная премия Джавахарлала Неру (1967), орден Дружбы (2006), Национальная премия «Культурное наследие» (2007), премия Евросоюза по культурному наследию (2010) и др. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

– Тем не менее Рерихи считали, что именно Россия станет центром духовного возрождения человечества...

– Да, и я так считаю вслед за ними. У нас есть для этого традиция, точка опоры. «В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и поте, Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех», – так писал Н.К. Рерих о своей родине… Русский космизм с такими его славными представителями, как Бердяев, Розанов, Флоренский, Чижевский, Циолковский, Вернадский и многие другие, унисонен с Живой Этикой. Эта система философских знаний пришла в Россию потому, что Серебряный век подготовил для нее почву.


С.Н. Рерих и Л.В. Шапошникова в Татагуни, 1990 г.

– Мне кажется наоборот: человечество деградирует, теряет духовные ориентиры, ни к чему не стремится. Вот и памятники культуры разрушаются по всему миру.

– Дело в том, что, когда наступает эпоха перемен, на поверхность поднимаются темные силы и стагнационные процессы активизируются. Они становятся более заметны. Вспомните слова Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! Его призвали всеблагие как собеседника на пир». Эти процессы идут параллельно. Мне думается, что многие сегодняшние пагубные, негативные процессы лишь свидетельствуют о том, что грядут иные времена. Это не значит, что мы должны сложить руки и молча наблюдать, как гибнет культура. Ни в коем случае! Но мы должны понимать, что в этой борьбе победят силы света. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Беседовала Наталия Лескова

Автор Наталья Лескова Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

***

РЕРИХ С.Н. и ЕГО ДОВЕРЕННАЯ Л.В.ШАПОШНИКОВА

10 мар 2023·от Валентины Прусаковой

ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА ШАПОШНИКОВА О КУЛЬТУРЕ

Если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и различное содержание и назначение. Отождествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим, что случается часто, дает возможность навязывать Культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным.

К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливаются из таинственных глубин человека, носят природный характер и естественны для него. Песня и музыка, художественное творчество во всех его проявлениях, различные культы, поэзия и многое другое, кажется, появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. Культура в отличие от цивилизации является самоорганизующейся системой духа, действующей согласно уровню и качеству энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры. "Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познанию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации", - писал Н.К.Рерих.

Называя Культуру "Садом Прекрасным", Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. "Осознание Красоты спасет мир", - повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключен практически весь смысл Космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от элементарной системы к Красоте. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека. Культура как таковая не существует без творчества, ибо именно творчество и есть та энергетическая сердцевина, без которой самоорганизующаяся система духа не может продвигаться от простого к сложному, от плотного состояния к утонченному. Творчество роднит земного человека с Богом-Творцом и указывает ему, человеку, тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса.

Л.В. Шапошникова. В основе – красота и знание.
Источник: Газета «Культура», № 14, 14-20 апреля 2005 г.

Л.В.ШАПОШНИКОВА

"До сих пор многие считают, что Знамя Мира — это прежде всего знак Пакта. На самом деле это не совсем так. Знамя Мира есть явление более широкое, нежели сам Пакт, связанное непосредственно с Космической эволюцией в целом, а не только с одним из ее действий. В текстах Живой Этики мы находим ряд высказываний о сущности Знамени Мира.
«Великое Знамя, — читаем мы в Иерархии (379), — знак Новой эпохи». «Знамя Мира откроет врата, — утверждает Живая Этика, — к лучшему будущему. Когда страна на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее» (Иерархия, 331).
И еще: «Так в эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы. Так только высшие меры приложимы к Знамени, истинно!» (Иерархия, 377). В этих трех небольших фрагментах выражена основная философско-эволюционная суть символа Знамени Мира, которым был помечен один из важнейших документов XX века — Пакт Рериха. Определение же Знамени Мира как новой ступени человечества, т.е. нового эволюционного витка в его развитии, связано с целым комплексом эволюционных задач нашего времени и прежде всего с культурой, как основой космической эволюции человека".

Подробнее:
lib.icr.su/node/948

Пакт Рериха и эволюционное значение культуры. Л.В.Шапошникова