Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Доходник железнодорожника Назарьевского и купца Маслова, или Дом – симбиоз брутальности и изящества

Оглавление

Доходный дом титулярного советника, служащего Комиссии общего тарифного съезда представителей русских железных дорог Алексея Абрамовича Назарьевского в Яковоапостольском переулке – еще один доходный дом в Москве, о которых практически ничего не известно, но не поделиться видом которого я бы не смог.

Его построили в 1860 году точнехонько напротив усадьбы Матвея Феофилактовича Ярцева, о которой я рассказывал в предыдущей заметке.

После кончины Алексея Абрамовича в 1898 году владение перешло в руки купца и домовладельца Николая Алексеевича Маслова, основным доходом которого была торговля лакокрасочными материалами и малярным инструментом, а пассивным – сдача внаем меблированных квартир.

-2

Почти сразу после покупки дома купец пригласил архитектора Леонида Херсонского...

...Для его перестройки, которая состоялась в 1900 году

Любопытно, что как и его (в определенном смысле) детище – дом №9 по Яковоапостольскому переулку, Леонид Александрович Херсонский – один из тех архитекторов, о которых не так много известно. В 1897 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Получив диплом и дозволение на работы, организовал частную практику, выстроил одну церковь, одну гимназию и несколько доходных домов. Один из них, к слову сказать, расположился через дорогу от уже знакомой нам фабрики Клода Жиро, позднее переименованной в «Красную Розу».

Трудился старшим помощником архитектора при Московской городской управе. И в целом числился среди вполне состоявшихся профессионалов, мастеров своего дела, хотя в список звезд и не вошел.

-3

Благодаря его талантам доходный дом приобрел свой сегодняшний облик. В стиле неоклассицизма, приятных пастельных тонов, с ризалитом-портиком на шесть полуколонн, с брутальной облицовкой под руст нижней части, строгими окнами второго этажа и полуциркулярными, почти в стиле барокко, по третьему этажу (7 фото).

Удивительное и парадоксальное сочетание брутальности и изящества.

А один из наиболее привлекательных видов на него, как мне кажется, открывается со двора церкви Апостола Иакова Зеведеева, откуда дом словно вырастает над живописной живой изгородью.

-5

Впрочем, уже через два года Маслов решил продать дом и почти одновременно с этим приобрел два других доходника: на углу Большой Бронной и Сытинского переулка, автором проекта которого, кстати сказать, также был Леонид Херсонский, и в Скатертном переулке.

А новой хозяйкой дома в Яковоапостольском...

...Стала Мария Степановна Рооп

Та владела домом вплоть до революции. И, к слову сказать, есть мнение, хоть и не подтвержденное документально, что Мария Степановна являлась родственницей архитектора Александра Ивановича Роопа, автора главного и келейного корпусов подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря на Второй Тверской-Ямской.

(6 фото)

После революции дом, не мудрствуя лукаво, превратили в коммунальный.

Сегодня он по-прежнему жилой. И, если честно, несколько нуждается в реставрации. Что греха таить, глядя на него, есть ощущение, что «падение снега и наледь кровли» – здесь не единственная опасность.

-7

Но, повторюсь, что мимо этого дома я никак не мог пройти, не показав его моим дорогим подписчикам.

-8

Даже несмотря на то, что о нем очень мало есть что рассказать.

-9
Москва, Яковоапостольский переулок, 9с1, 105064

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!