Доходный дом титулярного советника, служащего Комиссии общего тарифного съезда представителей русских железных дорог Алексея Абрамовича Назарьевского в Яковоапостольском переулке – еще один доходный дом в Москве, о которых практически ничего не известно, но не поделиться видом которого я бы не смог.
Его построили в 1860 году точнехонько напротив усадьбы Матвея Феофилактовича Ярцева, о которой я рассказывал в предыдущей заметке.
После кончины Алексея Абрамовича в 1898 году владение перешло в руки купца и домовладельца Николая Алексеевича Маслова, основным доходом которого была торговля лакокрасочными материалами и малярным инструментом, а пассивным – сдача внаем меблированных квартир.
Почти сразу после покупки дома купец пригласил архитектора Леонида Херсонского...
...Для его перестройки, которая состоялась в 1900 году
Любопытно, что как и его (в определенном смысле) детище – дом №9 по Яковоапостольскому переулку, Леонид Александрович Херсонский – один из тех архитекторов, о которых не так много известно. В 1897 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Получив диплом и дозволение на работы, организовал частную практику, выстроил одну церковь, одну гимназию и несколько доходных домов. Один из них, к слову сказать, расположился через дорогу от уже знакомой нам фабрики Клода Жиро, позднее переименованной в «Красную Розу».
Трудился старшим помощником архитектора при Московской городской управе. И в целом числился среди вполне состоявшихся профессионалов, мастеров своего дела, хотя в список звезд и не вошел.
Благодаря его талантам доходный дом приобрел свой сегодняшний облик. В стиле неоклассицизма, приятных пастельных тонов, с ризалитом-портиком на шесть полуколонн, с брутальной облицовкой под руст нижней части, строгими окнами второго этажа и полуциркулярными, почти в стиле барокко, по третьему этажу (7 фото).
Удивительное и парадоксальное сочетание брутальности и изящества.
А один из наиболее привлекательных видов на него, как мне кажется, открывается со двора церкви Апостола Иакова Зеведеева, откуда дом словно вырастает над живописной живой изгородью.
Впрочем, уже через два года Маслов решил продать дом и почти одновременно с этим приобрел два других доходника: на углу Большой Бронной и Сытинского переулка, автором проекта которого, кстати сказать, также был Леонид Херсонский, и в Скатертном переулке.
А новой хозяйкой дома в Яковоапостольском...
...Стала Мария Степановна Рооп
Та владела домом вплоть до революции. И, к слову сказать, есть мнение, хоть и не подтвержденное документально, что Мария Степановна являлась родственницей архитектора Александра Ивановича Роопа, автора главного и келейного корпусов подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря на Второй Тверской-Ямской.
(6 фото)
После революции дом, не мудрствуя лукаво, превратили в коммунальный.
Сегодня он по-прежнему жилой. И, если честно, несколько нуждается в реставрации. Что греха таить, глядя на него, есть ощущение, что «падение снега и наледь кровли» – здесь не единственная опасность.
Но, повторюсь, что мимо этого дома я никак не мог пройти, не показав его моим дорогим подписчикам.
Даже несмотря на то, что о нем очень мало есть что рассказать.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!