Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Особняк Ярцевых – Журавлевых, или Дом историка Попова на месте палат семнадцатого века

Буквально несколько дней назад я сожалел о том, что про многие доходные дома бывает мало информации, но радовался, что про особняки и усадьбы ее наоборот всегда очень много. А вот сегодня захотел рассказать про замечательный двухэтажный особняк в Яковоапостольском переулке, что стоит в шаге от храма Апостола Иакова Зеведеева и даже его торец соприкасается с церковной территорией (3 фото). И тут внезапно обнаружил, что о нем, в настоящее время являющемся частью Пятого филиала Военного клинического госпиталя имени Бурденко, не говорится фактически ничего и нигде. Ни на одном из привычных сайтов. Зато имеется безликая табличка на фасаде, указывающая, что… …В основе дома – палаты семнадцатого века Чей дом, чьи палаты? Тайна сия велика. И лишь небольшой абзац в книге Сергея Романюка «Переулки старой Москвы», которая всегда раскрывает для меня массу полезного, хоть как-то приподнимает завесу над этим домом. «Почти примыкает к церковному участку двухэтажное здание (№ 8), состоящее из двух раз
Оглавление

Буквально несколько дней назад я сожалел о том, что про многие доходные дома бывает мало информации, но радовался, что про особняки и усадьбы ее наоборот всегда очень много.

А вот сегодня захотел рассказать про замечательный двухэтажный особняк в Яковоапостольском переулке, что стоит в шаге от храма Апостола Иакова Зеведеева и даже его торец соприкасается с церковной территорией (3 фото).

И тут внезапно обнаружил, что о нем, в настоящее время являющемся частью Пятого филиала Военного клинического госпиталя имени Бурденко, не говорится фактически ничего и нигде. Ни на одном из привычных сайтов.

-3

Зато имеется безликая табличка на фасаде, указывающая, что…

…В основе дома – палаты семнадцатого века

Чей дом, чьи палаты? Тайна сия велика.

-4

И лишь небольшой абзац в книге Сергея Романюка «Переулки старой Москвы», которая всегда раскрывает для меня массу полезного, хоть как-то приподнимает завесу над этим домом.

«Почти примыкает к церковному участку двухэтажное здание (№ 8), состоящее из двух разновременных частей. Одна – перпендикулярная к линии переулка и протягивающаяся в глубь участка – это здание, появившееся здесь не позже середины XVII в., с одностолпной палатой в подвале, сводчатыми помещениями первого этажа и лестницей в толще стены. В 1678 г. тут было владение стольника Александра Апухтина, но возможно, что это здание стояло еще на загородном дворе боярина Бориса Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича, его «первого министра», деверя боярыни Морозовой, изображенной на известной картине Сурикова. Другая часть – фасадная, расположенная по линии переулка, – более молодая, построенная в 1800‑х гг. в усадьбе купца первой гильдии М.Ф. Ярцева. В конце XIX в. участок принадлежал купцам Поповым. По рассказам искусствоведа, знатока Москвы и истории московских церквей Валентина Сергеевича Попова, проведшего детство здесь, за домом простирался обширный липовый парк с аллеями, где стояли скульптуры на белокаменных постаментах, двумя беседками – одна из них, ампирная, окруженная колоннами, была деревянной и с надписью на фронтоне: «Temple d’amitie», а другая – чугунная, «готическая», с позолотой и цветными стеклами»
Сергей Константинович Романюк, «Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты»

Плюс кое-какие справочные данные о его обитателях – вот и все, что, к счастью, помогло мне не отказаться от показа этого особняка моим дорогим подписчикам.

А полюбоваться тут есть чем! Даже несмотря на то, что часть бокового фасада скрыта за оградой.

-5

Если верить данным, те палаты на белокаменном фундаменте, что вошли в объем усадебного дома с юга, то есть в глубине двора, выстроили около 1670 года, а северную часть, глядящую в Яковоапостольский переулок...

...Пристроили в 1800-х

Вот как раз она по большей части и открывается взорам, позволяя собой любоваться без ограничений (7 фото).

Александр Иванович Апухтин владел палатами до 1705 года. Далее около ста лет их существования теряются в безвестности, а в самом начале девятнадцатого века палаты действительно приобрел московский купец, владелец Шайтанских железоделательных заводов на Урале – тех, которые были основаны еще Акинфием Никитичем Демидовым – Матвей Феофилактович Ярцев.

Тот жил в имении до 1827 года, оставив его в наследство сыну, продолжателю купеческой династии Ярцевых, благотворителю, а в 1831-1834 годах и московскому городскому голове Ивану Матвеевичу.

(5 фото)

С 1860-х годов усадьбой владел купец, потомственный почетный гражданин Аркадий Яковлевич Журавлев с сыновьями Аркадием, Александром и Николаем. Дети его также содержали гостиницу на Театральной площади, а Николай Аркадьевич еще и заслужил позднее потомственное дворянство.

Последним владельцем дома перед революцией был потомственный почетный гражданин, благотворитель и...

...Купец, торговец швейными машинками Иван Васильевич Попов с наследниками

Он-то и доводился родственником коллекционеру портретной миниатюры, москвоведу и автору так и не опубликованного каталога «Разрушенные храмы Москвы» Валентину Сергеевичу Попову, которого упоминает в своей книге Романюк.

Сам Валентин Сергеевич жил в этом доме с 1912 по 1920-е годы. В тридцатых он занимал должность ученого секретаря и старшего хранителя Музея изящных искусств, как раз в его бытность переименованного в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. А с 1939 и до самого начала Великой Отечественной войны руководил отделом фарфора и фаянса в Кусковском музее-усадьбе.

Ближе к концу войны его по облыжному доносу арестовали и репрессировали, на десять лет отправив в ссылку. Но в 1956-м реабилитировали и оправдали по всем пунктам. А Никита Сергеевич Хрущев, видимо, в качестве моральной компенсации выделил новенькую, с иголочки квартиру в Москве, после чего он вскоре устроился на работу в Государственный литературный музей.

-8

А к научным трудам Валентина Сергеевича Попова и по истории Москвы, и по искусству до сих пор обращаются как ученые и музейные работники, так и многие издатели.

И все это начиналось здесь, в двухэтажном особняке старинной Казенной слободы близ храма Иакова Зеведеева.

-9
Москва, Яковоапостольский переулок, 8, 105064

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!