Найти тему
Artemisia Studio

Эстетика черновика.

Оглавление

Черновик, как часть культуры и непосредственный способ раскрытия изначальной авторской мысли всегда присутствовал в процессе создания объекта искусства: будь то литературное произведение, картина или даже музыка. Автор может использовать черновик для экспериментов с разными точками зрения персонажей, для выражения собственных внутренних мыслей, сомнений, страхов. Говоря о художниках, это, скорее всего, будет поиск интересных ракурсов, поз, цветовых сочетаний — способов отображения истинной задумки. Ввиду такой тенденции зачастую получается, что черновой вариант произведения выглядит и ощущается намного живее и многограннее, чем конечный результат, так как в нем отображаются самые смелые идеи и сильные чувства, которые в процессе обработки произведения могут терять в своей экспрессии.

Микеланджело. Наброски в тайной комнате во Флоренции предположительно 1530.
Микеланджело. Наброски в тайной комнате во Флоренции предположительно 1530.

Неудивительно, что черновики и наброски всегда были и остаются предметом глубокого, разностороннего изучения, причем не только историками и искусствоведами, но и такими же деятелями искусства и простыми обывателями с целью погружения в оригинальный авторский замысел, анализа действий создателя того или иного произведения. А может ли быть так, что то, что мы подразумеваем как эскиз, может оказаться законченным произведением? Конечно, может, причем это встречается не только в современном искусстве. Многие путают законченность с детализацией. Однако, рассматривая произведения великих художников, мы убеждаемся, что степень детализации была продиктована либо замыслом художника, либо особенностями его характера и темперамента. Любая манера письма выглядит убедительно, когда она является органическим следствием образного решения или выражением идеи произведения. Можно сказать, что в своей сущности черновик представляет собой не только подготовительный этап в процессе создания произведения искусства, но и отражение творческой мысли, интимные замыслы и внутренний мир художника.

Винсент Ван Гог. «Звездная ночь» 1889.
Винсент Ван Гог. «Звездная ночь» 1889.
Эскиз в письме к брату Тео.
Эскиз в письме к брату Тео.
Винсент Ван Гог. «Крестьянин и крестьянка сажающие картофель» 1885.
Винсент Ван Гог. «Крестьянин и крестьянка сажающие картофель» 1885.
Эскиз.
Эскиз.

Кстати, если Вам было бы интересно подробнее почитать про нидерландского художника, то у нас есть отличная статья!

Ван Гог: Великий и несчастный.

Приведем примеры эскизов еще нескольких выдающихся художников.

В.А. Серов. «Графиня Орлова» 1911.
В.А. Серов. «Графиня Орлова» 1911.
Эскиз.
Эскиз.
В.А. Серов. «Портрет Генриетты Гришман» 1907. Эскиз и итоговое произведение
В.А. Серов. «Портрет Генриетты Гришман» 1907. Эскиз и итоговое произведение
В.А. Серов. «Одиссей и Навзикая» 1910-11. Ранний эскиз, поздний эскиз и итоговое произведение.
В.А. Серов. «Одиссей и Навзикая» 1910-11. Ранний эскиз, поздний эскиз и итоговое произведение.
В.И. Суриков. «Боярыня Морозова» 1887.
В.И. Суриков. «Боярыня Морозова» 1887.
Эскиз.
Эскиз.
И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге» 1870-73.
И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге» 1870-73.
Эскиз.
Эскиз.
Эскиз.
Эскиз.
К.П. Брюлов. «Последний день Помпеи» 1833.
К.П. Брюлов. «Последний день Помпеи» 1833.
Эскиз.
Эскиз.
С.М. Эйзенштейн. Кинокартина «Александр Невский» 1938.Кадр из фильма.
С.М. Эйзенштейн. Кинокартина «Александр Невский» 1938.Кадр из фильма.
Эскиз.
Эскиз.
С.М. Эйзенштейн. Кинокартина «Иван Грозный» 1940. Эскиз и кадр из фильма
С.М. Эйзенштейн. Кинокартина «Иван Грозный» 1940. Эскиз и кадр из фильма
-20

Первый шаг всегда самый трудный. Он может показаться непреодолимым, когда наступает время начинать переносить историю из головы на бумагу или полотно. В то время как готовое произведение должно быть структурировано и безошибочно, черновик позволяет автору экспериментировать.

Спасибо, что дочитали до конца!

Поделитесь статьей с остальными

Мы в Telegram | Мы ВКонтактеНаш сайт