Черновик, как часть культуры и непосредственный способ раскрытия изначальной авторской мысли всегда присутствовал в процессе создания объекта искусства: будь то литературное произведение, картина или даже музыка. Автор может использовать черновик для экспериментов с разными точками зрения персонажей, для выражения собственных внутренних мыслей, сомнений, страхов. Говоря о художниках, это, скорее всего, будет поиск интересных ракурсов, поз, цветовых сочетаний — способов отображения истинной задумки. Ввиду такой тенденции зачастую получается, что черновой вариант произведения выглядит и ощущается намного живее и многограннее, чем конечный результат, так как в нем отображаются самые смелые идеи и сильные чувства, которые в процессе обработки произведения могут терять в своей экспрессии.
Неудивительно, что черновики и наброски всегда были и остаются предметом глубокого, разностороннего изучения, причем не только историками и искусствоведами, но и такими же деятелями искусства и простыми обывателями с целью погружения в оригинальный авторский замысел, анализа действий создателя того или иного произведения. А может ли быть так, что то, что мы подразумеваем как эскиз, может оказаться законченным произведением? Конечно, может, причем это встречается не только в современном искусстве. Многие путают законченность с детализацией. Однако, рассматривая произведения великих художников, мы убеждаемся, что степень детализации была продиктована либо замыслом художника, либо особенностями его характера и темперамента. Любая манера письма выглядит убедительно, когда она является органическим следствием образного решения или выражением идеи произведения. Можно сказать, что в своей сущности черновик представляет собой не только подготовительный этап в процессе создания произведения искусства, но и отражение творческой мысли, интимные замыслы и внутренний мир художника.
Кстати, если Вам было бы интересно подробнее почитать про нидерландского художника, то у нас есть отличная статья!
Ван Гог: Великий и несчастный.
Приведем примеры эскизов еще нескольких выдающихся художников.
Первый шаг всегда самый трудный. Он может показаться непреодолимым, когда наступает время начинать переносить историю из головы на бумагу или полотно. В то время как готовое произведение должно быть структурировано и безошибочно, черновик позволяет автору экспериментировать.