Исаак Левитан (1860 - 1900) - пример недолгой, но полной творчества жизни русского художника. Его картины еще при жизни стали эталонм пейзажного мастерства. Его преподавателями были, кстати, Саврасов, Поленов и Перов.
Были времена, когда Сокольники ещё считались диковатым предместьем. Сейчас этот парк почти в центре Москвы. Левитан очень талантливо написал здесь ветер - я прямо ощущаю его порывы через листву саженцев по краям дорожки.
На самом деле это тягостное небо, по всей видимости, обязано своим происхождением достаточно печальному периоду в жизни Левитана, и даже, как будто бы, размолвке с хорошим другом, писателем Чеховым. Будто бы Чехов в «Попрыгунье» описал Левитана в художнике Львовском, и так обидно стало Левитану, что он хотел Чехова вызвать на дуэль. Потом они, слава богу, помирились А нам достались вот такие мрачные виды.
Собственно, это и есть, пожалуй, картина, благодаря которому сочетание «золотая осень» прочно вошло в поэзию, затем в литературу, а затем в обыденный язык. И не зря - невероятный эффект этого недолгого периода передан отлично, несмотря на мою любовь к этой слабой детализации, как в берёзках на заднем плане картины.
Несмотря на кажущийся минимализм, даже можно сказать, стремление к примитивизму, если присмотреться получше, например, к облакам - это очень реалистичная картинка. Потому что в сумерках как раз и возникает этот интересный эффект, похожий на мираж, когда земля вдруг остывает и воздух будто мерцает, теряя и приборетая прозрачность - от 100% к 87%, от 87% к 110%, и тогда возникает чувство, что произойдёт какая-то магия. Я на природе, в лесу или в деревне, такое ощущаю каждый раз.
Одна из самых, на мой взгляд, чудных работ Левитана. Я в ней вижу Ван Гога, если бы он родился в наших широтах и звался Иваном Гошиным.
Потрясающий вид, слегка обескураживающий отсутствием людей, что, впрочем, объясняется достаточно просто - все работают.
Хотя, на мой взгляд, пацан с удочкой на берегу бы не помешал. Но художнику виднее, слышите, всегда виднее.
Из-за Врубеля (которого я даже не особенно-то и люблю!) мне теперь всюду чудится Врубель.
Я смотрю на эту картину Левитана и жду Пана со свирелью, играющего и жду выплывающую царевну-лебедь.
Кажется, что это полный импрессионизм, модерн и всё такое. Но вообще-то, Левитан опять нас и обманывает, и нет. Потому что кто шастал по таким местам летом, например, по Мангуп-кале, по Чуфут-кале, или хотя бы сам поднимался на Ай-Петри, знает, что в середине дня воздух, поднимающийся от разогретой земли, расплывает в твоём зрении песок, это правда.
Кстати, мужик с растопыренными руками слева на картине Перова «Охотники на привале» - муж Софьи Петровны, господин Кувшинников, который её был сильно старше.
Та ещё была оторва, честно говоря! Заядлая охотница и сердцеедка, завела роман с Левитаном, когда ему было 28 лет, а ей за 35. Она, кстати, и была прототипом попрыгуньи в «Попрыгунье» Чехова.
Эта картина меня слегка удручает, будто бы всё, что могло быть красивым и приятным здесь веет скрытой угрозой. Например, сосны напоминают обугленные остовы лодок, трава вертикальными мазками на переднем плане кажется высотой по грудь стоящему человеку, что и не разберёшь, что под ногами. Небо клубится тяжёлыми облаками.
Ну так и эта тревожность - тоже магия живописи.
Такой вот был художник Левитан - за свою недолгую жизнь он руссую природу не только познал, он её зафиксировал в веках и сколько уже поколений русских людей смотрели сквозь его картины его глазами.
Потрясающе.