Если вы думаете, что человечество научило играть машину в шахматы только в XX веке, то вы заблуждаетесь. Первый шахматный аппарат в истории появился на свет в 1769 году. В день сегодняшнего обзора 13 апреля публике в столице Австрийской империи Вене была продемонстрирована шахматная машина, которая вполне успешно провела несколько партий против зрителей.
Выглядела она очень занимательно — деревянная кукла в кафтане, отороченным мехом и в широких шароварах восседала за закрытым со всех сторон деревянным столом, на котором была закреплена шахматная доска с фигурами. Перед началом представления автор сего чуда, австрийский аристократ и изобретатель Вольфганг фон Кемпелен, открывал створки комода и показывал публике, что внутри не сидит помощник. Наоборот, люди видели какие-то колесики, рычаги, шестеренки и маятники — одним словом, полный технический «фарш», среди которого сложно было поместиться человеку.
После Кемпелен закрывал дверцы, расставлял фигуры на доске, вызывал к ней любого зрителя и заводил своего «турка», что-то подкручивая в автомате. Начинался матч. «Турок» вовсе не выглядел как бездушная машина, он время от времени делал паузы, будто «обдумывая» ходы, а потом двигал своей деревянной рукой фигуры. Через каждые 20 минут Кемпелен ненадолго прерывал партию и вновь заводил пружину. Так продолжалось до полной победы «турка», и, надо отметить, шахматистом он был отменным.
Но ведь такого не может быть, да еще и в XVIII веке! Правильно, не может. Ибо Кемпелен придумал не шахматный аппарат как таковой, а настоящий иллюзион. Только вот тайна его до сих пор не раскрыта.
Понятно, что внутри комода скрывался человек, и именно он обдумывал ходы и управлял рукой «турка» при помощи рычагов, тросиков и магнитов. Обстановку на доске он оценивал зеркалами, а механический завод автомата был простой мистерией, призванной отвлечь внимание публики.
Но как в ящике размером 1,2×0,6×0,9 мог поместиться человек, учитывая, что публике демонстрировали его внутренности, начиненные механизмами? На этот вопрос до сих пор нет ответа. Высказываются предположения, что внутри мог сидеть некий польский офицер по фамилии Воровский, потерявший в войне обе ноги. Он был сильным шахматистом, а благодаря своему дефекту мог с относительным комфортом поместиться в аппарате.
Правду теперь никто не узнает, так как сам аппарат в 1854 году сгорел, похоронив в огне свою тайну.