Что может быть в саду мимолетнее первоцветов, долгожданных и неуловимых, как волшебный сон! Что более постоянно и традиционно в садоводческих дзенах, чем они, первоцветы!
Думаю, какой восторг сейчас в саду, какие впечатления/фотографии. Думаю, но что нового я кому-то – даже самому себе - этими впечатлениями/фотографиями сообщу-добавлю. Столько про них везде. И сам уже делился – в прошлые годы.
И все-таки. Да, радость/восторг ожидаемые и известные. Да, фотографий их – безбрежное количество, а если вдруг что-то новое – вряд ли лучше, интереснее, удивительнее. А вот не устает глаз, не тускнеют впечатления. Радостно на них смотреть и хочется делиться. Ну и чего себя ограничивать? К тому же все равно посмотрят только те, кому это интересно и нужно.
Подснежники и другие самые простые.
Первый год, когда подснежников реально много – практически везде, даже там, где не сажал. И видовые, и сортовые. Как раз, как мне нравится: не полянами и нет крупных куртин (что-то не сложилось в прошлом году – не разрослись), но оно и к лучшем. Мне они вот такими особенно нравятся: небольшими «букетиками», куда ни глянь, естественно, живописно, трогательно.
В студенческие годы был на практике в Талышских предгорьях. Февраль. Но там – самое начало весны. И в самшитовой роще куда ни глянь – они, подснежники. И не сплошным ковром – а именно так, причудливым кружевом изящных кустиков-букетов.
С пушкинией близко познакомился несколько лет назад. Понравилась она мне. Не понравилось, что у меня только культивар ‘Alba’, просто настоятельно требовалась и традиционная ливанская-голубая. Посадил прошлой осенью – сейчас распускается. И все равно - ‘Alba’! Ну и ладно, осенью еще одну попытку сделаю.
Пролеска, конечно. Сорняк практически. Но какой же изумительный! И, между прочим, как не просто изумительность эту фотографией передать. Очень тонкий цветок, скульптурный/структурный, скромный/неброский. Можно и не замечать, но нужно замечать!
Белоцветник – лубочный аналог нежного подснежника. У нас в саду – с давних пор: в прошлом веке маме на день рождения подарили. Долгое время рос постоянным и все разрастающимся кустом. Вот только несколько лет назад все-таки его рассадил теперь его много, во многих местах, но прежнего пышного куста придется подождать.
Ожидаемый сюрприз: сангвинария!
Уж думал, в этот обзор не попадет. А сегодня приехал на дачу – распустилась. Будто тут и была всегда! Породистая махровая ее соплеменница еще и не обозначилась, эта же простая – в полном цвету: кулачки ее свернутых листьев чуть расслабились – и упруго «выстрелили» из них цветоносы с простыми венчиками. Но нарядно-то как, как изящно!
Примулы – не первые.
Название прекрасных весенних цветов «примулы» обозначает как раз «первые». Но обозначенные первыми никогда и ни в чем первыми на самом деле не оказываются (вы тоже замечали?). Так что первые цветки примул – не из самых первых первоцветов. И уж точно не подснежники.
И все-таки ждал их особенно – с нетерпением, тревогой и любопытством. По первым впечатлениями, очень неплохо перезимовали практически все мои примулы. Первые же цветки только вот-вот раскрываются. Любопытно, что на тех сортах от фирмы «Партер», которые я не совсем доброжелательно упоминал в прошлом году. Но и в этот раз себя не сдержу: не выразительные цветки. Хоть и самые первые.
Тюльпаны свое слово еще не сказали.
Да и какие они первоцветы. Это уже настоящий цветущий сад, когда тюльпаны. Но и сейчас в саду доминируют. Причем, прекрасно. Какие у них все-таки выразительные, жизнеутверждающие побеги разворачиваются! Невольно присматриваешься – не выглядывают ли уже бутоны. Нет, не выглядывают. Но присматривание не обескураживает, потому что и без цветков – пока – они настоящий гимн Весне.
Нашел-таки в саду уголок со снегом, а сквозь него пробивается тюльпан нетерпеливый – подснежник!
Моим морозникам явно чего-то не хватает.
Самый что ни на есть подснежный первоцвет – морозник. Но с моими что-то не так.
Для начала, разучиваюсь с ними считать: четыре года назад посадил, насколько помню, три растения разных цветовых вариаций. В прошлом году вдруг появился цветок на совсем небольшом и четвертом (!) кустике – чуть в стороне от других. И белый – какого вроде не покупал. А остальные росли более матерыми, да так и не цвели.
Ну и этой весной опять: тот белый-неожиданный – в полном прекрасном цвету, и даже чуть ли не сама отделилась от него розеточка с бутонами (отсадил ее). Остальные же тяжело думают. На желто-зеленом неуверенно распускается пара цветков, на буро-малиновом – неопределенные бутоны, мало. Ну а третий только выглянул из-под земли, и не известно, что еще покажет. Пересадить их, думаю, придется. Если руки дойдут.
В этом году реклама замучила всевозможными махрово-многоцветными морозниками удивительных сортов, просто все интернет-магазины их наперебой предлагали. Что-то я сдержался. Хотя и черные, и фиолетовые … Все-таки правильно сделал: не дорос я, видимо, еще до такого чудесного.
Крокусы, без которых невозможно.
Да пусть никаких первоцветов в саду не будет, но крокусы – непременно! Невозможно без них. И сколько же теряют те, у кого в саду их нет! Хотя, думаю, таких уже и не осталось.
И ну да. Все свои уже раньше представил и, собственно, добавить нечего. А все равно повторюсь. Такие они, что не грех и повториться.
В очередной раз констатирую и восклицаю: самые фотогеничные они (или как минимум одни из самых)! Просто невозможна неудачная фотография с крокусами!
Удивительные цветы эти ярки и выразительны и когда поодиночке цветут, и маленькими группами, и сплошным ковром. Всё в их исполнении прекрасно!
Так они мне нравятся – мой цветок совершенно! – что постоянно хочется небольшое их разнообразие пополнить/дополнить. Вот уже в третий раз покупаюсь на нарядные рекламные фотографии сорта ‘Tricolor’, и в очередной раз удивляюсь: ба! так он же у меня есть! Только выглядит куда как скромнее, чем на фотографии. Вот и не узнаю, опять и опять покупаю/сажаю. Надеюсь, все: выучил, запомнил про ‘Tricolor’.
И как я обходился без иридиодиктиумов?! И без печеночниц …
Практически совсем новые у меня в этом году первоцветы.
Иридиодиктиумы. Когда-то сажал, лишь чуть луковиц. Но тогда пропадал на работе и в экспедициях и совсем их цветения не заметил/не запомнил. Да и сохраняются они в саду при целом перечне условий. Вот и не задержались – не запомнились. И больше к ним не возвращался.
Прошлой осенью воодушевился какой-то статьей с фотографиями, и так совпало – много их оказалось в каталоге фирмы, в которой я делал другой заказ. Ну и набрал их разных.
Фейерверк эмоций! Как же раньше в саду без них! Ну уж теперь без них – никогда, а с ними – навсегда! Пусть и какие-то агротехнические заморочки – разберусь со временем. Сейчас же – чудесный и наряднейший пятачок в ранневесеннем саду, к которому – пятачку – теперь ведут у нас все дорожки, куда бы ни направлялся. Так он хорош, ярок, привлекателен и ненагляден.
Похожая история и с печеночницами. В прошлом веке был поражен причудливым разнообразием их сортов. И, оказалось, все эти сорта можно было купить! В павильоне «Космос» на ВДНХ. Только позднее я осознал, что растения продавали там исключительно мошенники. И все купленные тогда печеночницы оказались одинаковыми/дикими. Естественно, свою досаду я перенес именно на них, на печеночницы. И лет 30-40 их избегал хоть каких, хоть природных, хоть сортовых.
Прошлой же осенью получил в подарок четыре кустика, природных-лесных. И теперь вдруг осознал, как их не хватало в саду. Пусть разрастаются и будут всегда!
Подарила моя добрая приятельница-однокурсница. Чудесный цветовод. С непостижимой дамской несгибаемой логикой и мироощущением: в одних цветах/растениях она признает только сортовую изысканность и тонкое рукотворное сочетание определенных структур и расцветок, зато в других – только природную безыскусную естественность. Печеночницы у нее во второй категории. Но в этом случае, пожалуй, с ней соглашусь.
Белокопытник.
Вот даже обидно за белокопытник: практически никто не упоминает его в перечне первоцветов. Отчего бы?! Чем он не первоцвет, близкий родственник мать-и-мачехи?
С мать-и-мачехой, кстати сказать, видно я совсем распрощался. В повседневной борьбе с сорняками-то. Вроде бы, исчезла – и ладно, постылая. Но немного жаль этого неизменного символа нашей весны. Цветки которого вижу теперь только на каких-то неприглядных и общественно запущенных неудобьях.
Впрочем, и белокопытник я прошлым летом безжалостно повыкорчовывал – оставил лишь несколько розеток. Они и цветут сейчас. Для гастрономических целей не срезаю: попробовал уже, оценил, но особого аппетита, как желания возиться с их приготовлением, уже не возникает.
Отстающие.
Пожалуй, и все, что у меня в первой волне первоцветения и в фотографиях последних трех дней. Но в этих стройных рядах цветов начала апреля явственно зияют и неожиданные диастемы.
Отчего-то совсем незаметно гиацинтов. Ну ладно, чуть позже они зацветают. Но ведь даже на поверхность не выглянули еще, в большинстве своем.
И совсем обидно с прострелами. Ведь все перезимовали неплохо, никто/ничто не помешало. Цвести же вроде как задумались.
Тут еще Ольга Сорока в комментариях соли подсыпала, давно уже когда прислала фотографию первого цветка своего прострела. При том что дачный сад ее моему почти сосед. Правда, у Ольги нашлись слова утешения и поддержки: мол, когда ее сон-трава уже отцветет и будет готовиться к следующей весне, глядишь, и мои распустятся. Вот же, добрая душа!
Ночью проснулся – осознал вдруг, что мой самый зрелый прострел, очевидно, уже и не живой – усох по неизвестной причине. Приехав на дачу, первым делом к нему – осторожно трясущимися пальцами раздвигаю совершенно сухое основание куста, а там, в непостижимой его глубине мохнатыми зелеными комочками чего-то ждут, цветоносные побеги! Так что, «а ты знаешь, все еще будет»!
Весна только начинается. И это только первая волна первоцветов. Хоть и самых-самых.