Почему – «ура»? Да потому что появился повод ступить на заповедную территорию кулинарных дзенов. С их завидной и недосягаемой популярностью.
Почему – «темпура»? А это звучное экзотическое название (вместо обычного русского слова «кляр») модного, быстрого (это – главное!) и универсального способа приготовления чего угодно.
Ну и белокопытник, наконец. Японский. Я писал о нем, как о первоцвете, год назад. Чуть позже узнал, что именно этот вид вполне съедобен: черешки его листьев и вот эти ранне-весенние соцветия используются в кулинарии в Японии и на Дальнем Востоке. В Японии замечательное растение даже специально выращивают на плантациях. Но не успел в прошлом году – переросли соцветия, зацвели.
А вот огромные листья белокопытника в прошлый сезон предлагал кроликам. Не стали его кушать, консерваторы ушастые. Предпочитали традиционые сорные травы.
Зато сейчас успел. Срезал, вроде, в самый срок.
Продукт сразу несколько обескуражил/разочаровал: такие крепенькие-сочные туго выпирающие из только отмерзшей земли побеги-соцветия оказались довольно легкотелыми, мягкими и чуть-ли не трухлявыми на ощупь. Как сморчки со строчками.
Но попробовать все-равно надо. И хочется.
Гастрономическое любопытство – важный и неотъемлемый фактор культуры познания. Даже если вы не гурман. Даже если вас не мучает голод.
Никогда не коллекционировал вкусовые впечатления и кулинарный опыт. Но любопытство – дело другое, вполне естественное. И именно поэтому мне доводилось в экспедициях готовить (и есть!) плов из тушканчиков и суп из степных черепах. Да и мало ли еще что. И именно поэтому настал черед японского белокопытника.
Но вот незадача: хотя везде написано, какой он кулинарно востребованный и популярный, конкретных рецептов сразу не нашел. Даже во всеохватывающих гастрономических дзен-каналах. И дальше – тоже не нашел. Правда, дальше уже и искать надоело.
Поэтому вооружился здравым смыслом и быстродоступной информацией.
Темпура – естественное и универсальное кулинарное решение. Если кто-то может подзабыл – тот же кляр, но нарочито быстрый и небрежный – без трудоемкой гомогенизации промежуточных продуктов (как же не люблю все это старательно-равномерно-гомогенно, без комочков). В темпуре – наоборот: быстро, разное, с комочками. Смешал воду с яйцом и муками (ну не знаю, как множественное число от слова «мукА»!) – пшеничной, кукурузной, рисовой (это ж у каждого на кухне под рукой) быстренько окунул в это то, что под рукой (но в принципе съедобное!) – и в кипящее растительное масло. Раз-два – и готово!
В общем, выбранное кулинарное решение для тестирования белокопытника – темпура.
Для подстраховки, ну и для разнообразия, - крупные очищенные креветки с хвостиком.
Когда-то велась такая государственная кампания (именно через «А» - не «кОмпания) – приучали/призывали трудящихся использовать в пищу непривычных еще кальмаров. В одной из центральных газет по этому поводу объявили конкурс на лучший рецепт. Мне запомнился один из таких рецептов: «взять кальмара, рядом положить гуся; гуся фаршировать и отправить в духовку, а кальмара – выбросить». Вот поэтому наряду с белокопытником в темпуру отправляются беспроигрышные королевские креветки.
Естественно, перед приготовлением я попробовал свежий листик с соцветия – в Японии же их едят и сырыми. Свеже-травянистый вкус с характерной для сложноцветных горечью – как у переросшего салата (надо ли напоминать, что салат вместе с белокопытником относятся к семейству Сложноцветные – или, более современно, Астровые). Не мой вкус, поэтому перед кляром-темпурой я соцветия эти все-таки бланшировал в подсоленном кипятке. Любопытно, что, обмякнув, соцветия, тем не менее, приобрели более сочно-яркую окраску, и у них появился вполне съедобный запах.
Хоть я и делал все строго по рецепту, тесто для темпуры получилось точь-в-точь как для кляра. И никакой фигуристой бугристости.
Теперь самое главное: вкус. Органолептически – никаких нареканий: под хрустящей корочкой жареного теста – нежная, как пюре, субстанция. Но эта самая терпкая сложноцветная горечь (которая не только в перезревшем салате, но и в одуванчиках, например, или в хризантемах) никуда не подевалась. Положенные к темпуре лимон и соевый соус никак на эту горчинку не влияют – не подчеркивают ее, но и не смягчают.
Мне эта горчавость определенно не по вкусу, я из-за нее и классические зеленые салаты все реже сажаю, а если сажаю – как-то не использую, кролики с курами потом съедают.
Поэтому специально для кулинарных целей белокопытник выращивать не стану.
Могу ли рекомендовать? Только из-за вот этого существенного гастрономического любопытства: попробовать стОит. Да и кто знает, вдруг вам понравится – пристраститесь, станете специально выращивать, как японцы.
Долгосрочный эффект тоже никто не может гарантировать (как с ковидом) – тут нужно следить за каналом: если вдруг я перестану размещать новые публикации – скорее всего, виноват он, белокопытник.