После отречения Николая II от престола, Кирилл I пытался принять право управлять Россией на себя. Если бы всё срослось, то он бы действительно мог стать законным императором, так как был сыном Великого Князя Владимира Александровича, то есть приходился двоюродным братом Николаю II, племянником Александру III и внуком Александру II. Но, как вы уже поняли, не срослось. Новым российским императором Кирилл не стал, более того, он внёс раскол в семью Романовых, однако давайте обо всём по порядку.
Предыстория
Кирилл Владимирович вместе с детьми и женой покинул Россию летом 1917 года и нашёл убежище во Франции. Спустя несколько месяцев к власти в России пришли большевики. Тогда же в кругах эмигрантов, которые поддерживали монархию, возник вопрос, как вернуть Империю, и кто же её возглавит? Монархисты выдвигали предположение, что это могли бы быть Великие Князья Дмитрий Павлович (внук Александра II) и Николай Николаевич (внук Николая I).
В 1921 году в Баварии состоялся монархический съезд с участием аристократов-эмигрантов, на котором присутствовало примерно 150 человек. На нём обсуждалось будущее России как империи. Съезд не прояснил ситуацию, а потому было решено обратиться к несомненному «авторитету» ― Вдовствующей Императрице Марии Фёдоровне (жена Александра III), проживавшей в те годы в Дании.
Примечательно, что даже к 1922 году монархистам не было достоверно известно, живы ли Император Николай II, Великий Князь Михаил Александрович, а также Цесаревич Алексей, то есть сам царь и первоочерёдные кандидаты на престол.
Восхождение на «престол»
Спасти царскую семью, которая, как позднее выяснилось, была расстреляна ещё в 1918 году, не представлялось возможным, а потому Великий князь Кирилл Владимирович решил ступить на «монархическую арену», взяв бразды в свои руки. Эту идею Кириллу, который всё ещё пребывал в депрессии после отъезда из России, подала его жена Великая Княгиня Виктория Фёдоровна.
В августе 1922 года Кирилл Владимирович провозгласил себя «Блюстителем Государева Престола», а уже в начале осени 1924 года ― императором. Только вот ни императрица Мария Федоровна, ни Высший монархический совет с претензией Кирилла на власть не согласились, хотя из уцелевших родственников Романовых он был ближе всего к престолу в плане родства.
Аргументы против Кирилла I как царя
Ещё в период Февральской революции случилось событие, позднее ставшее одним из аргументов против наследования императорского трона Кириллом Владимировичем. 1 марта 1917 года по старому стилю он был замечен в использовании символики сторонников революции. Закрепив в районе плеча большой кроваво-красный бант, Кирилл, вместе с Гвардейским экипажем, находящимся под его командованием, пришёл к зданию Госдумы с целью объявления поддержки Временного комитета. Фактически это могло означать переход на сторону революционеров, то есть ― предательство дома Романовых.
Сам же Кирилл позднее сообщил, что всего лишь хотел призвать людей к порядку, воспользовавшись помощью военных и Временного комитета. Якобы такие действия были направлены на скорейшее возвращение власти законному императору. При этом существуют доказательства, что в США оказывали Кириллу Владимировичу некоторую поддержку в его деятельности.
Итак, Кирилл Владимирович издал манифест о том, что Красная армия, да и весь народ России, должны встать на сторону новоиспечённого царя. При этом Кирилл пытался получить поддержку от Марии Фёдоровны. Императрица же, не удосужившись ответить Кириллу, сообщила о проблеме великому князю Николаю Николаевичу ― внуку Николая I. Николай Николаевич же поспешил сообщить Кириллу, что решать, каким станет будущее России, нужно непосредственно на русских землях, а уж никак не из иммиграции.
«Бутафорский» престол
После переписки с Николаем Николаевичем, Кирилл стал ещё усерднее играть роль «русского императора в изгнании». Он постоянно издавал различные воззвания и рескрипты, в которых на полном серьёзе планировал будущее «обустройство» жизни российского государства.
Однажды другой внук Николая I, Великий Князь Александр Михайлович, посетил дом Кирилла во Франции. Александр Михайлович был поражён тем, какими условностями и пафосом наполнены будни «царя в изгнании». Например, всё, что он обещал своим подчинённым, говорилось с посылом «как только», «когда» либо «если».
Кирилл даже жаловал эмигрировавшим аристократам титулы и воинские звания, которые, разумеется, ничем не были подкреплены. В числе прочих, княжеский титул получила и балерина Матильда Кшесинская ― жена его брата Андрея. В то же время жена Кирилла, Виктория, пыталась заработать семье на жизнь, рисуя картины и потихоньку распродавая драгоценности.
Тем не менее, английская монархия всё же уважала Кирилла. В частности, в 1934 году его семью пригласили на свадьбу греческой принцессы Марины с английским принцем Георгом. Дочка Кирилла даже стала подружкой невесты.
Потомки «царя-эмигранта»
Противостояние между Кириллом Владимировичем и Николаем Николаевичем длилось до смерти последнего в 1929 году. С 1930-х годов многие политические эмигранты перешли на сторону последователей Кирилла. Только вот мир таким путём уже изменить было невозможно. В России и Европе, а точнее в Европе и СССР уже началась новая полная потрясений эпоха, совершенно не связанная с царской семьёй.
Сам Кирилл Владимирович умер в 1938 году, так и не построив для России светлого будущего. У Кирилла был сын ― Владимир. После смерти отца он объявил себя главой русского императорского дома. А вот с 1992 года почётный титул переняла дочь Владимира Кирилловича ― Мария Владимировна. Она до сих пор называет себя «Императрицей Всероссийской де-юре». Возможно, следующим «императором-изгнанником» станет её сын ― Георгий Михайлович Романов.
Если было интересно, закрепляйте канал в своих подписках или подписывайтесь на мой Телеграм, чтобы не пропустить новые публикации. А ниже ещё несколько интересных статей: