День космонавтики - формально праздник, а фактически обычный будний день, и люди, далекие от темы космоса, его не очень-то замечают. Зато те, кому эта тема близка, стараются как-то отметить очередную годовщину первого полета человека в космос.
Я отметила ее заранее, посетив московский Музей космонавтики, где работает выставка "Дорога в космос" (и будет работать до сентября).
Выставка посвящена в основном Юрию Гагарину и его эпохе. Экспонаты размещены в двух залах. В первом зале, куда сразу же попадают посетители, пройдя контроль, представлены документы и фотографии в витринах (их нужно разглядывать, чем редко кто занимается), а также красивая и эффектная инсталляция с визуализацией траектории гагаринского полета (потом покажу ее отдельно).
В особом выставочном зале, который находится в нижнем ярусе, вывешены картины советских художников, связанные либо с образом Гагарина, либо с жизнью простых людей его времени (рабочих, крестьян - включая доярок, мальчишек, обычных горожан). Это подлинники из разных музеев, и некоторые художники - знаменитые (Дейнека, Пластов).
Михаил Ананьевич Ананьев (1925-2011), автор портрета Гагарина, которым я открываю эту статью, был преимущественно баталистом. Сам по себе портрет выглядит добротно реалистическим. Но его оформление в экспозиции - нетривиально.
Браво - вкусу и чувству стиля кураторов и оформителей выставки.
Искусствовед, да и вообще любой человек, знакомый с разными эпохами в искусстве, усмотрит тут дерзкое и притом убедительное пересечение авангарда 1920-х годов и традиций древнерусской иконописи (на которую тот авангард сознательно опирался).
Еще одна картина, тоже реалистическая и даже, вероятно, писанная с натуры, изображает целую компанию космонавтов, пришедших в студию художника Владимира Ивановича Переяславца (1918-2018).
Кажется, тут сплошной официоз в жанре коллективного парадного портрета. Но замысел не совсем тривиален: космонавты и художники - собратья по духу. Полотна, на фоне которых позируют герои, повернуты обратной стороной, словно пока еще не открытый до конца космос. Возможно, это даже еще не картины, а загрунтованные холсты, приготовленные для будущих сюжетов.
Образы, конечно, идеализированы. Ну, автор не Веласкес и не Гойя, чтобы изображать моделей без лишнего флёра.
Покажу еще одну картину, которая мне по-настоящему понравилась.
Владислав Михайлович Собинков (р. 1937), "12 апреля 1961 года" (картина написана в 1960-х).
Во-первых, у художника есть свой ярко выраженный стиль (в сети имеются другие его работы, а в его родном городе Калуге с 2022 года открыта личная галерея Собинкова). Это не тот типовой соцреализм, в котором нужно выискивать какие-то нюансы, чтобы добраться до индивидуальности.
Во-вторых, картина виртуозна и по колориту (яркие, но гармоничные краски), и по композиции (многоярусность вертикали и умело выстроенный образ радостной толпы на земле).
В-третьих, тут немало затейливых, и притом совершенно метко запечатленных деталей, одновременно и совершенно реальных, и символических. Например, мальчишки-голубятники на крыше слева запускают белых голубей - да, так было, и я еще помню голубятни едва ли не в каждом московском дворе. Но голуби - символ мира, а, если копнуть глубже - символ Духа Святого (и недаром они летят к шатровой церкви и возносятся в облака).
Кстати, о церкви. Она изображена прямо по центру. Целехонькая, нарядная, никем не разрушенная (для советских времен - почти чудо). Вдобавок - шатровая колокольня, напоминающая силуэтом... да, именно: космическую ракету. И окрашенная в белый и голубой цвет - небо, облака, маленькое золотое солнышко (купол на колокольне).
Рассмотрим еще некоторые детали.
Домик слева - старинный, вероятно, купеческий: каменный низ - деревянный верх. Окна с резными наличниками перекликаются с окнами колокольни. За неимением большого флага жители машут из окна белой простыней.
Лица людей, даже на первом плане, почти не прописаны, а типажи и эмоции читаются легко. Нарядные, по мере собственных возможностей, женщины (платок и шляпка идут рядом), студентка с тубусом, работяга, поднимающий в воздух транзистор, интеллигент с плакатом "Гагарин ура", школьники с ранцами и портфелями - кто-то одет еще тепло, кто-то уже почти по-летнему...
Интересна и толпа с плакатиками (ага, попробуйте сейчас повторить)...
И это не выдумка художника. Так было. В другом зале, где выставлены фотографии, я наткнулась на такое фото. Обратите внимание: центр Москвы ,12 апреля. Заранее никто не готовился, плакаты кустарные.
Как же сейчас не хватает легкой и светлой атмосферы того дня, когда будущее человечества выглядело исключительно счастливым и рисовалось в радужных красках...
А выставка называется "Дорога в космос", поскольку именно так называлась книга, изданная за авторством Гагарина в 1961 году.
Экземпляр, представленный в музее, особенный: на нем - автографы Гагарина и других космонавтов.
"Всякий труд, большой или маленький, если он совершается на благо человечества, благороден. Я счастлив, что в этом труде есть и моя доля.
Гагарин. 19.09.63 г.".