Найти тему
Наука и фантастика

Гагарин в советской живописи 1960-х

Художник Михаил Ананьев. Космонавт номер 1 - Юрий Гагарин. 1963. - С выставки в московском Музее космонавтики "Дорога в космос". Фото моё.
Художник Михаил Ананьев. Космонавт номер 1 - Юрий Гагарин. 1963. - С выставки в московском Музее космонавтики "Дорога в космос". Фото моё.

День космонавтики - формально праздник, а фактически обычный будний день, и люди, далекие от темы космоса, его не очень-то замечают. Зато те, кому эта тема близка, стараются как-то отметить очередную годовщину первого полета человека в космос.

Я отметила ее заранее, посетив московский Музей космонавтики, где работает выставка "Дорога в космос" (и будет работать до сентября).

Выставка посвящена в основном Юрию Гагарину и его эпохе. Экспонаты размещены в двух залах. В первом зале, куда сразу же попадают посетители, пройдя контроль, представлены документы и фотографии в витринах (их нужно разглядывать, чем редко кто занимается), а также красивая и эффектная инсталляция с визуализацией траектории гагаринского полета (потом покажу ее отдельно).

В особом выставочном зале, который находится в нижнем ярусе, вывешены картины советских художников, связанные либо с образом Гагарина, либо с жизнью простых людей его времени (рабочих, крестьян - включая доярок, мальчишек, обычных горожан). Это подлинники из разных музеев, и некоторые художники - знаменитые (Дейнека, Пластов).

Михаил Ананьевич Ананьев (1925-2011), автор портрета Гагарина, которым я открываю эту статью, был преимущественно баталистом. Сам по себе портрет выглядит добротно реалистическим. Но его оформление в экспозиции - нетривиально.

Браво - вкусу и чувству стиля кураторов и оформителей выставки.

Тот же портрет чуть издали, в многослойном оформлении.
Тот же портрет чуть издали, в многослойном оформлении.

Искусствовед, да и вообще любой человек, знакомый с разными эпохами в искусстве, усмотрит тут дерзкое и притом убедительное пересечение авангарда 1920-х годов и традиций древнерусской иконописи (на которую тот авангард сознательно опирался).

Икона Неопалимая купина. Москва, 16 век. Из коллекции Нижегородского художественного музея. Фото моё.
Икона Неопалимая купина. Москва, 16 век. Из коллекции Нижегородского художественного музея. Фото моё.

Еще одна картина, тоже реалистическая и даже, вероятно, писанная с натуры, изображает целую компанию космонавтов, пришедших в студию художника Владимира Ивановича Переяславца (1918-2018).

Владимир Переяславец. Космонавты в мастерской художника. 1964. Изображены (слева направо): Герман Титов, Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, Павел Попович, Валерий Быковский, Андриян Николаев. Фото моё.
Владимир Переяславец. Космонавты в мастерской художника. 1964. Изображены (слева направо): Герман Титов, Валентина Терешкова, Юрий Гагарин, Павел Попович, Валерий Быковский, Андриян Николаев. Фото моё.

Кажется, тут сплошной официоз в жанре коллективного парадного портрета. Но замысел не совсем тривиален: космонавты и художники - собратья по духу. Полотна, на фоне которых позируют герои, повернуты обратной стороной, словно пока еще не открытый до конца космос. Возможно, это даже еще не картины, а загрунтованные холсты, приготовленные для будущих сюжетов.

Образы, конечно, идеализированы. Ну, автор не Веласкес и не Гойя, чтобы изображать моделей без лишнего флёра.

Фрагмент той же картины.
Фрагмент той же картины.

Покажу еще одну картину, которая мне по-настоящему понравилась.

Владислав Михайлович Собинков (р. 1937), "12 апреля 1961 года" (картина написана в 1960-х).

Владислав Собинков. 12 апреля 1961. 1960-е годы. Фото моё.
Владислав Собинков. 12 апреля 1961. 1960-е годы. Фото моё.

Во-первых, у художника есть свой ярко выраженный стиль (в сети имеются другие его работы, а в его родном городе Калуге с 2022 года открыта личная галерея Собинкова). Это не тот типовой соцреализм, в котором нужно выискивать какие-то нюансы, чтобы добраться до индивидуальности.

Во-вторых, картина виртуозна и по колориту (яркие, но гармоничные краски), и по композиции (многоярусность вертикали и умело выстроенный образ радостной толпы на земле).

В-третьих, тут немало затейливых, и притом совершенно метко запечатленных деталей, одновременно и совершенно реальных, и символических. Например, мальчишки-голубятники на крыше слева запускают белых голубей - да, так было, и я еще помню голубятни едва ли не в каждом московском дворе. Но голуби - символ мира, а, если копнуть глубже - символ Духа Святого (и недаром они летят к шатровой церкви и возносятся в облака).

Кстати, о церкви. Она изображена прямо по центру. Целехонькая, нарядная, никем не разрушенная (для советских времен - почти чудо). Вдобавок - шатровая колокольня, напоминающая силуэтом... да, именно: космическую ракету. И окрашенная в белый и голубой цвет - небо, облака, маленькое золотое солнышко (купол на колокольне).

Рассмотрим еще некоторые детали.

Домик слева - старинный, вероятно, купеческий: каменный низ - деревянный верх. Окна с резными наличниками перекликаются с окнами колокольни. За неимением большого флага жители машут из окна белой простыней.

Фрагмент той же картины. Фото моё.
Фрагмент той же картины. Фото моё.

Лица людей, даже на первом плане, почти не прописаны, а типажи и эмоции читаются легко. Нарядные, по мере собственных возможностей, женщины (платок и шляпка идут рядом), студентка с тубусом, работяга, поднимающий в воздух транзистор, интеллигент с плакатом "Гагарин ура", школьники с ранцами и портфелями - кто-то одет еще тепло, кто-то уже почти по-летнему...

Фрагмент картины. Фото моё.
Фрагмент картины. Фото моё.

Интересна и толпа с плакатиками (ага, попробуйте сейчас повторить)...

Фрагмент картины. Фото моё.
Фрагмент картины. Фото моё.

И это не выдумка художника. Так было. В другом зале, где выставлены фотографии, я наткнулась на такое фото. Обратите внимание: центр Москвы ,12 апреля. Заранее никто не готовился, плакаты кустарные.

Экспонат выставки. Фото (через стекло) моё.
Экспонат выставки. Фото (через стекло) моё.

Как же сейчас не хватает легкой и светлой атмосферы того дня, когда будущее человечества выглядело исключительно счастливым и рисовалось в радужных красках...

А выставка называется "Дорога в космос", поскольку именно так называлась книга, изданная за авторством Гагарина в 1961 году.

Экземпляр, представленный в музее, особенный: на нем - автографы Гагарина и других космонавтов.

"Всякий труд, большой или маленький, если он совершается на благо человечества, благороден. Я счастлив, что в этом труде есть и моя доля.

Гагарин. 19.09.63 г.".

Экспонат выставки. Фото моё.
Экспонат выставки. Фото моё.