Оккупация Франции фашистами, которая началась в 1940 году, не могла не отразиться на её денежном обращении. Страну наводнили немецкие рейхсмарки, в огромных количествах поступавшие с оккупационными частями немецкой армии. При этом обменный курс был установлен произвольно и составлял 20 франков к одной марке (в два раза больше, чем до войны). Оккупационные власти требовали от французского правительства выплат на покрытие понесённых ими расходов (а их размер исчислялся в несколько сотен миллионов франков ежегодно). Всё это весьма серьёзно сказалось на покупательной способности французской валюты, которая упала в разы.
Первое время после оккупации в качестве платёжного средства использовали банкноты уже существующего образца, в том числе и купюры, выпущенные накануне войны в 1939-1940 годах. В годы войны Банк Франции (подчинявшийся коллаборационистскому правительству Виши) подготовил им на замену банкноты нового образца. За период оккупации с 1941 по 1944 год были подготовлены к выпуску билеты Банка Франции номиналом от 5 до 5 000 франков.
В основе их оформления — различные местности Франции и традиционные для них занятия. Филипп Анри Петэн, глава правительства коллаборантов, настоял на том, чтобы денежные знаки продвигали идеалы «новой» Франции — семью и труд. И так появились на французских купюрах мужчины-работники с серьёзными, целеустремлёнными лицами и женщины-крестьянки в традиционных платьях с довольными детьми.
Первыми были запущены в 1941 году в обращение знаки в 50 франков. Работа над ними началась ещё в 1939 году, но в связи с военными действиями выпуск купюры был отложен. Новые власти обратили на них внимание и выпустили на замену прежним купюрам с изображением богини Цереры.
На купюре изображён живший в XV веке французский торговец и банкир Жак Кёр, на фоне собора в городе Бурж в провинции Берри, где он родился.
На обороте — крестьянка в традиционном наряде этих мест со стадом овец, что указывает на скотоводство, основное занятие жителей этих мест.
По одной из версий, в таком виде автор купюры художник Люсьен Жонас изобразил Жанну д’ Арк; тем более, что на одном из проектов Жанна д’Арк была изображена в доспехах и с мечом, но руководство Банка Франции сочло это изображение чересчур вызывающим.
К слову, фамилия купца обыграна в форме окна для водяного знака — обратите внимание, оно имеет форму сердца, которое по-французски называется так же, как и фамилия персонажа (Кёр).
В 1942 году появились выполненные в той же манере билеты в 20 франков. Они посвящены Бретани и бретонским рыбакам — на весьма выразительном рисунке рыбак тянет сеть на фоне гавани Конкарно.
На обороте — празднично одетые в национальные костюмы бретонские крестьянки из Пенмарка. Для водяного знака было использовано изображение Анны Бретонской, ставшей в XV столетии королевой Франции.
Интересно, что в годы французские патриоты наклеивали на них вырезанные с немецких и французских почтовых марок портреты Петэна и Гитлера таким образом, как будто рыбак затягивает петлю на шее тирана.
В том же году была выпущена купюра в 1 000 франков, посвящённая теме сельского хозяйства и торговли.
На лицевой стороне изображена статуя Деметры (с греческого оригинала) на фоне сельского пейзажа,
на обороте — статуя Меркурия на фоне античных символических изображений и вида на гавань Руана.
Эта купюра интересна тем, что некоторые историки усматривают зашифрованные в аллегориях и пейзажах мотивы Сопротивления — например, Геракл попирает Цербера.
Ещё одна купюра, в 5 000 франков, подготовленная в 1942 году, в обращение пошла только после окончания войны в 1945 году. Её тема — единство французской колониальной империи и вот как она выражена: с обеих сторон изображена женщина, олицетворяющая Францию, на фоне французских флагов.
На лицевой стороне она изображена в окружении представителей разных колониальных народов — это негр из Тропической Африки, вьетнамец и бербер (житель Алжира).
На обороте эта же женская фигура изображена между двух пейзажей — Индокитая и Алжира.
Эта идиллическая картинка должна была показать единство и нерушимость французской колониальной империи, но вскоре время показало, как это обстояло на самом деле…
В 1943 году была запущена подготовленная ещё в 1941 году купюра в 10 франков. Первоначально на ней хотели изобразить французского солдата, но, следуя указаниям новых властей (и за боязни рассердить немецких хозяев), изобразили шахтёра с киркой и крестьянку с ребёнком и мотыгой — на фоне пейзажей Лотарингии.
В том же году вышла и самая мелкая купюра тех лет — пять франков, посвящённая южным областям Франции. На ней изобразили портрет молодого пастуха в традиционном пиренейском костюме (заслуживший много упрёков от прессы за свою «киношную» внешность) и очень хорошо выполненный портрет девушки из этих краёв (вообще оборот билета художнику удался).
В 1944 году, незадолго до падения режима Виши, в обращение поступила разработанная в 1942 году купюра в 100 франков. Изначально на ней планировали поместить портрет Жана-Батиста Кольбера, знаменитого государственного деятеля XVII века, затем его предложили заменить портретом маркиза де Вобана, известного работами по военной фортификации, но из-за печального опыта линии Мажино, этот проект тоже отклонили, заменив на проект с портретом Рене Декарта, великого философа и математика.
На обороте — статуя Победы держит щит на котором написано слово «Мир» на латинском языке.
Купюры в 500 франков, разработка которых началась ещё в 1939 года, были окончательно подготовлены в 1943 году. На них изображался тот же Кольбер на фоне кораблей и статуи Меркурия.
На обороте — вид порта Ла Рошель и морское божество с трезубцем.
Однако, в обращение эти красивые купюры не попали. После войны их хотели направить на нужды французских войск в Индокитае, но и туда они не попали.
(Впоследствии портрету Кольбера нашлось место на купюрах, выпущенных для заморских владений Франции).
Большинство этих купюр (номиналами 50, 100, 1 000 франков) было изъято из обращения в 1945 году в ходе обмена денег. Знаки в 5, 10 и 20 франков находились в обращении до 1950 года.
см. также: