В прошлой публикации я рассказала о работе с 16-тилетней девушкой Дашей, у которой диагностирована депрессия, Даше сложно общаться, раскрываться, трудно долго разговаривать, часто нет сил что-либо делать. Подробнее о нашей работе можно прочитать здесь:
Сессии с девушкой, которой сложно общаться
А сейчас я расскажу об одной арт-терапевтической практике, которую я узнала от коллег, но видоизменила, учитываю индивидуальность нашей с Дашей работы.
Арт-терапия для исследования текущего и выстраивания будущего состояний.
Отмечу, что данная практика носит не только диагностический, исследовательских характер, но и терапевтический - задаёт позитивное развитие состояния, возможно с помощью терапевта.
За основу я взяла арт-практику, в которой рисуется сегодня и будущее. Но с Дашей мы проделывали это упражнение не в начале нашей работу, а спустя 4 месяца после первой встречи, потому я добавила ещё один фрагмент – точку, с которой мы начали.
Итак:
Кладём лист бумаги А4 горизонтально, делим его двумя вертикальными линиями три равные части.
Первая часть листа – состояние души в период времени, с которого мы начали работу (можно предложить вспомнить значимый момент в прошлом, который беспокоит);
Вторая - текущее состояние;
Третья – состояние, к которому нужно прийти.
Каждую часть по порядку от первой до третьей нужно закрасить любыми из предложенных цветов в виде произвольной фигуры, пятна или просто целиком.
Я предложила Даше набор пастельных мелков 24-х цветов. Пастель здесь очень подходит, так как человек в депрессии или в подавленном настроении может не очень-то «расцвечивать» свои состояния, и карандаш, например, или краска, могли бы явить совсем вялые пятна. Пастель же даже при легком нажатии даёт насыщенные оттенки.
Каждый цвет, который используется в таком рисунке носит некое принятое в психологии значение. Но важны не только такая обусловленность, но и интерпретация цвета самим человеком.
Интересно, что Даша, когда я стала её спрашивать, что для неё в рисунке значат те или иные цвета и оттенки, давала им примерно такое же, как и принятое, объяснение.
Вот первая картинка, с чего мы начали:
Здесь Даша рассказала, что было много апатии (чёрный цвет), печали (синий), агрессии (красный), а немного светлого оттенка означало чуть-чуть надежды на просвет в этой мрачной картине.
Вторая часть работы - текущее состояние:
Здесь Даша первым взяла зелёный, а этот цвет означает здоровье, выздоровление. Даша охарактеризовала его как «спокойствие». Что тоже интересная проекция, дающая ответ на вопрос, что же надо для здоровья. Появился здесь и жёлтый цвет – радость, увеличился светло-голубой – надежда, остался, но уже в меньшем количестве синий и красный – грусть и злость.
Третья часть - искомое состояние в будущем:
В этой части листа рисуем будущее искомое состояние. И здесь психологу можно вмешаться, дабы аккуратно, без лишней настойчивости, помочь сформировать позитивный вектор, если клиент продолжает и в будущее смотреть в негативе.
Однако мне вмешиваться не пришлось. Даша сама раскрасила эту часть рисунка в максимально позитивных красках. Доминантой стал желтый цвет – радость, веселье; активнее стал зелёный цвет; красный стал больше сильными и яркими эмоциями, приключенческим риском; синий теперь значился не такой сильной печалью, как в первой части рисунка, а некоторым сплином, ностальгией, внутренним созерцанием; появился голубой цвет, который Даша определила, как открытость новому, веру в себя.
И эту часть рисунка Даша обвела контуром, что обозначила как стабильность.
Получился у Даши вот такой триптих:
Заметьте, что чем лучше состояние, тем оно получилась у Даши больше.
Ещё я решила предложить Даше добавить в этот рисунок некие "мостики" - соединяющие цветовые пятна-переходы, помогающие перейти из одного состояния в другое.
Также я добавила в эту арт-терапевтическую практику ещё одно авторское предложение: Даша сложила рисунок по вертикальным линиям:
и данную фигуру я предложила девушке поставить дома на её письменный стол к себе самой позитивной стороной будущего состояния. При этом негативную часть начала не нужно отрезать, прятать, она также остаётся в этом рисунке, как часть Даши, часть её жизни. Но как часть, которая заканчивается и сменяется солнечной стороной жизни.
Друзья, буду рада вашему мнение в комментариях о нашей с Дашей работе, а также рекомендациям по другим арт-терапевтическим или проективным практикам и упражнениям, которые могут нам с Дашей пригодиться на будущих сессиях.
______
Имя и детали изменены, согласие на публикацию получено.
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru