Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Эссе по работе Фрейда «Печаль и меланхолия»

Впервые к вопросу меланхолии Фрейд обращается в 1895 году в своём письме к Флису.

Г.Полмайер называет работу «Горе и меланхолия» несущей колонной психоаналитической теории депрессии. В этой работе на 18 страницах даётся краткое теоретическое обобщение накопленного к тому времени опыта психоаналитического лечения маниакально-депрессивных больных. Она явилась конечной точкой первого этапа развития теории.

Работа Зигмунда Фрейда «Горе и меланхолия» была написана в 1915 году, но опубликована позже - в 1917 году. Задержка в издании произошла по той причине, что Фрейд делился своими мыслями и текстом, направляя его К. Абрахаму, который тоже занимался вопросом меланхолии. Ещё её название переводят как скорбь и меланхолия. Некоторые авторы называют горе печалью и этот перевод самый искаженный, ведь печаль можно обозначить как грусть. Например, грусть из-за плохой погоды. Важно отметить, что Фрейд имеет в виду более глубокие переживания при утрате и было бы большой ошибкой назвать их печалью. Меланхолия в современной клинической практике называется депрессией, а термин «меланхолия» используют для тяжелой её формы (Кинодо).

Важен как исторический контекст написания: I Мировая война. Так и личный контекст: двое сыновей Фрейда были на фронте, умерла дочь София и внук. Также, к личным потерям, можно отнести раскол психоаналитического сообщества.

В статье «Горе и меланхолия» З.Фрейд описывает через какие этапы проходит нормальная психическая работа горя:
- человек признаёт утрату объекта (тестирование и принятие реальности),
- сверхинвестирование объекта (отдельных объектов, напоминающих утраченный объект),
- изъятие либидинальных инвестиций из утраченного объекта,
- возврашение либидо в Я,
- подготовка объекта к катектированию нового объекта (проявление интереса к новым отношениям),
- инвестирование нового объекта.

Этапы работы меланхолии:
- выбор объекта и фиксация либидо на этом объекте (нарциссическая инвестиция объекта),
- в результате реальной раны, наступает разочарование объектом и объектные отношения с ним компрометируются,
- инвестирование объекта подавляется,
- либидо из объекта изымается и возвращается в Я - «тень объекта падает на Я»
- откалывается часть Я (Сверх-Я), в которой находится интроецированный объект,
- сверх -Я относится к интроецированому объекту, также как к человеку, который причинил эти страдания,
- устанавливается война между Я и Сверх-Я

В данной статье, Фрейд пытается показать разницу и обозначить сходство между переживанием этих двух состояний.

Ведь как горе, так и меланхолия связанны с исчезновением интересов к внешнему миру, человек замыкается в себе, он страдает и переживает утрату. И горе и меланхолия(депрессия) могут появиться по одной и той же причине.

Человек может переживать горе или меланхолию не только в результате смерти кого-то из близких. Причинами этих состояний может быть также крах надежд, разочарование, это может быть потеря материальных ценностей, неуспехи в делах. Потери могут касаться и духовных ценностей, например, утрата идеалов, свободы, любви объекта. А если взять расставание с Родиной или близкими людьми? Да, однозначно это тоже потеря! Расставание которое потом заканчивается встречей все равно остается расставанием. Ностальгия и тоска о былом - всем известные переживания, они связаны с проявлением сентиментальных чувств. Мы с пониманием относимся к ним и считаем их вполне нормальными. Но тоска может быть невыносимой, когда неизвестно сколько продлится это разлука. Примеры такой тоски можно представить у взрослых, но если речь идёт о ребёнке, у которого ещё не сформировано представление о времени, то такая тоска может превратиться в невыносимое страдание. Но Фрейд говорит даже не о физической разлуке, нехватка присутствия может ощущаться и в моменте когда человек рядом, если он эмоционально отстранен. В психоанализе, человек с которым строятся отношения, называется объектом. Физическое присутствие, но эмоциональное отсутствие объекта вызывает разочарование и гнев. Если объект отстранен и недоступен, то и гнев отношению к нему невозможно выразить. И чтобы с этим объектом никогда не расставаться, не ощущать его нехватку, объект как бы заглатывается, помещается внутрь. В психоанализе мы называем этот процесс слиянием с объектом. Фрейд описал слияние с объектом выражением: «Тень объекта упала на я». То есть, чтобы не терпеть разлуку, объект помещается максимально близко, его образ буквально встраивается в собственное Я. Тогда ненависть к разочаровавшему объекту направляется на Я. Отсюда проистекают все нападки на себя, самобичевание, оскорбления, ненависть к себе, возможно даже самодеструктивное поведение. Человек ищет и находит источники боли и страдания, но на самом деле это все упрёки объекту, которые таким образом направляются на собственное Я. Нападки на Я связанные с разочарованием в объекте Фрейд и назвал меланхолий. Меланхолия, в отличие горя, может никогда не оставлять человека и человек может оставаться буквально замороженным в собственном страдании.

При горе, говорит Фрейд, человек знает чего он лишился. Горевание происходит на сознательном уровне и потеря интереса объясняется работой горя, которая захватывает Я. Меланхолию во все времена называли заболеванием эндогенным (внутренним). При меланхолии субъект не знает, кого и что именно он потерял. При горе опустел мир, а при меланхолии опустело само Я, внутренний мир человека. И поскольку это внутреннее состояние не осознается, внутренний мир не является сознательной частью душевного аппарата, субъект находится в состоянии не понятной для него потери. Почему и чем другой человек, идея, надежда, идеал, дело, были для него так необходимы. Чтобы нам увидеть нечто нам нужна дистанция, но при меланхолии объект не воспринимается отдельно, от него невозможно ни сепарироваться, ни дистанцироваться. И, именно поэтому, невозможно увидеть что этот объект должен дать такого, без чего невозможно обойтись. Также, переживающий меланхолию, не может понять в чем именно он нуждается, какие надежды и чаяния направлены на другого человека. Остается лишь испытывать бессильную ненависть, которая теперь направляется на себя, в этом и есть трагическая особенность меланхолии. Меланхолия сопровождается непомерным уменьшением чувства самоуважения. «Больной характеризует своё Я как недостойное, недееспособное и морально предосудительное, он упрекает, ругает себя и ожидает изгнания и наказания». Фрейд открыл для нас, что «Я никчёмен» у меланхолика на самом деле значит «Ты никчёмен». Нападение на самого себя - вторичное явление, следствие внутренней, неизвестной нам работы. И когда меланхолик обвиняет сам себя, он не чувствует стыда, либо он не столь явно проявляется. Фрейд считает, что самоупрёки на самом деле являются обвинениями против утраченного объекта.

Если в раннем опыте есть страдания, разочарования, с которыми человеку не помогли справиться, то он может всю жизнь безсознательно искать поводы к новым страданиям. Фрейд назвал такое бесконечное повторение - навязчивым повторением. Самостоятельно выйти из навязчивого повторения бывает очень сложно, человек может бессознательно выбирать себе жизненный сценарий от которого будет страдать. Пока причина ранних разочарований не будет осознанна, очень сложно справиться с меланхолией. Психоаналитическая терапия дает доступ к так называемому процессу горевания. Горе это процесс оплакивания и принятия потери. Зрелый процесс горевания дает возможность справиться с болью и страданием. Способность переживать горе это зрелая черта личности, но для этого может понадобится опора, которую дает психоаналитическая терапия. В процессе терапии психоаналитик помогает анализанту, найти истоки своего страдания и справиться с ним.

Работа «Горе и меланхолия» и сегодня не теряет своей актуальности. Ведь концептуально текст никак не устарел, не смотря на то, что с момента его написания прошло более ста лет.

Используемая литература:
1. Зигмундт Фрейд “Печаль и меланхолия”, 1917.
2. Жан-Мишель Кинодо “Читая Фрейда”, - М.: “Когито-Центр”, 2012.
3. Энциклопедия глубинной психологии, Том 1., - М.:ЗАО МГ Менеджмент, 1998.
4. Видео лекции Института на Чистых прудах.

Автор: Светлана Николаевна Татаринцева
Психолог, Психолог-психоаналитик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru