Найти в Дзене
Александр Фёдоров

"Квартирный вопрос" в дореволюционном Кронштадте и первый в городе жилмассив, как попытка большевиков его решить

Дореволюционный Кронштадт был сильно перенаселён и "квартирный вопрос" здесь стоял очень остро. Территория города доступная для застройки, учитывая островное положение и специфику Кронштадта как крепости, была сильно ограничена. При этом основном видом жилища был двухэтажный деревянный дом. Отсюда жуткая скученность. В 1910 году на один жилой дом в среднем приходилось 84 человека. Для сравнения, в Пензе этот показатель тогда составлял всего 11 человек. Из-за огромного дефицита квартир предприимчивые домовладельцы приспосабливали для сдачи в аренду даже подвалы. Таковыми были оснащены почти одна треть всех кронштадтских домов. При этом такие "жилища" не соответствовали самым элементарным санитарным нормам - тёмные, сырые, душные. Высота потолков в жилых подвалах могла быть всего 1.5 метра. Нельзя сказать, что городские власти никак не боролись с этим злом. Увеличить количество жилья в городе они не могли, поэтому пытались хотя бы "облагородить" то, что есть. К 1911 году практически во всех подвальных помещениях были оборудованы бетонные полы, которые должны были способствовать избавлению от сырости. А во всех вновь строящихся жилых домах приспосабливать подвалы под жильё не допускалось.

Двухэтажный деревянный жилой дом - самая распространённая постройка дореволюционного Кронштадта
Двухэтажный деревянный жилой дом - самая распространённая постройка дореволюционного Кронштадта

После Октябрьской революции большевики решили проблему радикально - запретили проживание в подвальных и чердачных помещениях. Нужно сказать, что такому простому решению сильно способствовало то, что население Кронштадта к концу Гражданской войны сократилось в три раза - до 20 тысяч жителей. Но и жилой фонд города сильно обветшал за время бурных событий 1917-1921 годов и "квартирный вопрос" вновь поднялся во весь рост. План восстановления городского хозяйства был принят только в 1926 году, да и предусматривал он только текущий ремонт жилого фонда. Но уже в ходе его реализации стало очевидно, что необходимо массовое строительство многоэтажных и дешёвых жилых домов.

Первым опытом в решении "квартирного вопроса" в новую эпоху стал жилмассив на Ленинградской улице, строительство которого было закончено в 1931 году. Образцом для него послужил микрорайон, построенный в 1925-1927 годах на Тракторной улице в Ленинграде. Это была первая попытка типизации жилого строительства. Правда, при этом решались не только сугубо бытовые, но и идеологические вопросы. Жилые массивы для рабочих должны были стать не только местом для проживания, но и решать задачи организации "нового быта". Вот как это описывалось в брошюре "Жилище и быт", изданной в 1931 году:

"Превращение жилища из такого места, которое находилось всецело в частном управлении живущего в нем человека и не имело отношения к производству (...) в своего рода дополнение к производству (в «жилищный цех») делается неизбежным в силу тех требований, какие новая организация производства предъявляет к организации жилища".

Проще говоря, живущие в одном доме люди должны работать на одном предприятии. Именно в 1930-е годы начинается массовое возведение "ведомственного жилья". Жилмассив на Ленинградской улице предназначался для рабочих Морского завода (по крайней мере, сначала) и поэтому его строили недалеко от заводской проходной. Состоял он из трех похожих, но не типовых 4-х этажных корпусов с очень аскетичными фасадами - единственным их украшением являлись межэтажные тяги и пара балконов на весь фасад. Разместиться в корпусах жилмассива должны были 260 семей для которых предназначались 2 и 3 комнатные квартиры с паровым отоплением, но, без ванн.

Фрагмент плана Кронштадта с обозначением корпусов жилмассива
Фрагмент плана Кронштадта с обозначением корпусов жилмассива

Корпуса строились на пересечении трех улиц - Ленинградской, Ильмяниновой и Мануильского. До революции здесь находился дом №4, принадлежавший наследникам Никифоровых. В нём размещалась гостиница "Германия" с рестораном. Он сильно пострадал во время штурма Кронштадта в марте 1921 года и был снесен. Именно он и дал номер всему жилмассиву - все три корпуса имели один адрес - улица Ленинградская дом 4 и отличались только литерами.

Дом №4 по Петроградской улице сгорел во время кронштадтских событий 1921 года. На его месте был построен один из корпусов жилмассива на Ленинградской улице.
Дом №4 по Петроградской улице сгорел во время кронштадтских событий 1921 года. На его месте был построен один из корпусов жилмассива на Ленинградской улице.

В настоящее время все три корпуса капитально отремонтированы и в них предоставлены квартиры 87 семьям по программе "Молодежи - доступное жильё". После капитального ремонта дома поменяли нумерацию. Корпус по Ленинградской улице остался №4, дом по Ильмяниновой улице - Ленинградская улица дом №4 корпус 2, дом по улице Мануильского стал №18.

Корпус по Ленинградской улице (фото автора)
Корпус по Ленинградской улице (фото автора)
Корпус по Ильмяниновой улице (фото автора)
Корпус по Ильмяниновой улице (фото автора)
Корпус по улице Мануильского (фото автора)
Корпус по улице Мануильского (фото автора)
Странные сооружения во дворе. Вентиляционные шахты газоубежища? (фото автора)
Странные сооружения во дворе. Вентиляционные шахты газоубежища? (фото автора)