Найти в Дзене

Глава 4 "Лелейное тепло минувшего и ужасная ошибка настоящего"

Март. 1647 год.

Свежим весенним утром, когда первые лучи солнца нежно коснулись земли, Валиде Султан пробудилась ото сна. Сладкий аромат цветущих тюльпанов доносился через открытое окно, наполняя ее покои ароматом новых начинаний. Как любимая мать султана, Валиде привыкла к раннему утру, наполненному придворными обязанностями. Тем не менее, в этот день ее охватило чувство спокойствия, когда она любовалась безмятежной красотой дворцовых садов, пробуждающихся к жизни за ее окном. 

Грациозно поднявшись с кровати, Султанша взглянула на замысловатые узоры персидских ковров у себя под ногами, каждая нить которых рассказывала историю прошлых веков. Она надела свой элегантный шелковый халат, цвета которого отражают оттенки рассветного неба, и направилась на террасу с видом на Босфор. 

Вода переливалась в утреннем свете, отражая золотые оттенки восходящего солнца. Мать Султана глубоко вдохнула, чувствуя, как ее охватывает чувство умиротворения. Именно такими моментами, в тихом уединении ранних часов, она дорожила больше всего. Наблюдая за оживающим Стамбулом, Валиде Айше Султанша думала о своем сыне, Султане, и о тяжести его обязанностей. Она знала, что дела империи требуют его внимания в любое время суток, но она также знала, как важно находить моменты тишины среди хаоса.

Первые лучи солнца нежно коснулись мраморных стен, Айсу Хатун очнулась ото сна, и ее комната залилась мягким золотистым светом. Томно потягиваясь, она поднялась со своей кровати.

Образ Айсу Хатун
Образ Айсу Хатун

Когда Айсу Хатун шла по коридорам дворца, воздух наполняли ароматы жасмина и ладана, смешиваясь со звуком струящихся фонтанов и щебетом птиц в садах. 

 Наконец, добравшись до покоев Валиде Султан, Айсу Хатун была встречена слугой, который провел ее во внутреннее святилище, где ее ожидала уважаемая леди. Валиде Султан царственно восседала на бархатном диване, ее каштановые волосы струились по спине подобно мерцающему водопаду. В ее пронзительном взгляде читалась жизненная мудрость, и Айсу Хатун почувствовала, как ее охватывает чувство благоговения в присутствии этой женщины. 

Образ Валиде Султан
Образ Валиде Султан

— Добро пожаловать, Айсу Хатун, - заговорила Валиде Султан, ее голос был мелодичен, как пение соловья

— Госпожа, простите, если я побеспокоила Вас – не поднимая головы, сказала фаворитка Султана

— Ты не побеспокоила меня, Айсу. Проходи, позавтракаем вместе

Девушка села на подушки у ног Валиде Султан. 

— Как ты себя чувствуешь? Если есть, какие просьбы, обращайся к Мирай Калфе, она поможете тебе. 

— Благодарю, Вас Госпожа, но я всем довольна. Скоро я рожу Повелителю ребенка и надеюсь, что это будет Шехзаде – спокойно произнесла фаворитка

— Лишь Аллах решает, кого «подарить» родителям. Ты должна молиться, чтобы ребенок был здоров. А уж девочка это или мальчик решать не нам. 

Айсу и Айше продолжили трапезу. После завтрака фаворитка оставила мать Султана одну. Валиде Султан решила перебрать свои украшения. Каждая из этих вещей была для Султанши ценной. Каждый кулон, каждая брошь, кольцо, серьги все они были неотъемлемой частью прошлого. Держа в руках браслет с рубинами, Султанша вспомнила, как несколько пару месяцев назад ей отдали его лично в руки. 

Тем днем, когда тело великой женщины всей Империи предали сырой земле, Айше Султан вошла в покои после церемонии и вышла на террасу, облокотившись на перила и глядя вдаль. Её ум был полон мыслей о прошедшей церемонии похорон великой женщины империи. Казалось, что земля, на которую оставалось смотреть через террасу, тоже скорбела, поглощенная ненастьем. Белоснежные хлопья снега падают на землю, покрывая всё вокруг нежным покрывалом. Её сердце было полно скорби и горя. В дверь постучали. 

— Войдите! – возвращаясь в комнату, сказала Султанша

В комнату вошли Хаджи ага и Лалезар Калфа. Албанка видела как им тяжело. Они потеряли не просто Госпожу, а буквально родного человека. Айше подошла к слугам и обняла их. 

— Хаджи, Лалезар – начала она — Я знаю, как вам тяжело. Смерть Валиде Султан – это большой удар для всех нас. Но я бы хотела спросить у вас… вы желаете продолжить службу в этом дворце?

Ага посмотрел на Лалезар. 

— Простите Госпожа, но мы не хотим продолжать службу – сказала женщина — Без Валиде Султан нам здесь делать нечего. 

Айше понимающе кивнула

— Раз так… я дарую вам с Хаджи свободу. 

— Спасибо Вам Султанша – сказал евнух — Но куда мы пойдем? Мы с Лалезар всю жизнь были подле Кесем Султан – сказал он — Этот дворец стал для нас домом

— Хаджи, у меня в Семиндере есть небольшой домик. Так вот…

Султанша подошла к сундуку и достала два свертка. 

— Теперь этот дом твой – протянула листок — в руки аги но тот поспешил отказаться

— Что Вы… я не могу принять столь дорогой подарок

— Бери, Хаджи. Ты ни в чем не будешь нуждаться. А если что понадобится, пиши. Я договорюсь с местными властями, и у тебя будет работа. Так же каждую неделю мой человек будет привозить тебе денежные средства. 

Мужчина хотел наклониться и поцеловать край платья Госпожи, но та остановила его.

— Не нужно этого делать. 

Албанка обняла бывшего слугу и подошла к Лалезар. 

— Лалезар, ты, как и Хаджи с первого дня была рядом со мной и моими детьми. Ты видела, как они росли. Мне больно терять вас, но я все понимаю. Потому держи эти документы на поместье в Бейкозе. Ты, так же как и Хаджи ни в чем не будешь нуждаться. У тебя будет работа и дополнительный доход. Мне бы хотелось, чтобы у вас осталось хоть что-то что напоминало бы обо мне. 

— Госпожа…

— Ничего не говори, просто возьми. 

Женщина поблагодарила жену Султана и, поклонившись, ушла. Хаджи тоже собирался уйти, но вспомнил о просьбе своей покойной Госпожи.

— Айше Султан – обратился он

— Слушаю Хаджи

Мужчина подошел ближе и протянул шкатулку. 

Хаджи ага держит в руках шкатулку, которую ему отдала Кесем Султан
Хаджи ага держит в руках шкатулку, которую ему отдала Кесем Султан

— Что это?

— Моя Госпожа накануне перед своей смертью отдала мне эту шкатулку. Она просила отдать ее лично в Ваши руки

— Почему именно мне? – надеясь получить ответ на свой вопрос, Хасеки подняла взгляд на Хаджи. 

— Я не знаю. Кесем Султан ничего мне не говорила. 

Сразу Айше не заметила, что под браслетом лежала записка. Оставшись одна, Султанша взяла в руки подарок от свекрови и стала рассматривать. Решив вернуть украшение на место, албанка увидела свернутый листочек. Жена Султана развернула его и прочитала

Айше читает записку от свекрови
Айше читает записку от свекрови

«Спасибо тебе за то, что сделала моего сына счастливым. Теперь мне не страшно за Мурада, ведь рядом с моим львом будешь ты, доченька. Пусть этот браслет всегда будет с тобой»

Сейчас подумав о свекрови, Султанша сжала в руках браслет. Слезы ручьями потекли по ее щекам. 

— Мама! – Ахмед, в который раз пытался докричаться до матери

Ахмед уже несколько минут стоял в дверном проеме и смотрел на свою Валиде. Но Султанша мыслями была не здесь. Она была в прошлом. 

Образ Султана
Образ Султана

— Мама, что с тобой? 

Ахмед сел рядом и коснулся рук матери, видя как ей плохо. 

— С-сынок? Прости, я не слышала, как ты вошел. Давно ты пришел?

— Мама, что печалит тебя? 

— Я решила перебрать украшения. Здесь подарки твоего отца, сынок

— Мама, зачем ты мучаешь себя? Прошло так мало времени, как мой отец отдал Аллаху душу. Твое сердце только-только начало заживать

— Ахмед, мальчик мой. Сколько бы ни прошло времени…мое сердце, как и моя душа уже не обретут покоя. Я потеряла твоего отца НАВСЕГДА. Он больше не придет ко мне, не обнимет. Я не увижу его светлого лика. Но сейчас я плачу не из-за этого. Видишь этот браслет? Это подарок от твоей бабушки. Я получила его в подарок от Хаджи в тот день, когда тело Кесем Султан предали земле. Если бы не твоя бабушка, я бы, как и многие из тех девушек, что ни разу не были с Султаном, была бы выдана замуж. 

— Валиде, Вам стоит отдохнуть. Погуляйте по саду или можете поехать к Исмихан. Мне больно видеть Вас такой. 

Валиде положила украшения в шкатулку и закрыла ее. 

— Ты прав мой лев, мне следует пойти немного прогуляться. Я как раз хотела посмотреть, как ухаживают за моими цветами.

Мехмед паша, которого покойный Султан Мурад Хан в свое время назначил Бейлербеем Анталии, вернулся в столицу, дабы просить Султана Ахмеда дать ему должность в совете пашей. Идя по дорожке, паша заметил до боли знакомый женский силуэт у кустов роз. Сердце мужчины вновь «ожило» при виде на столь очаровательную особу. Тяжело вздохнув, мужчина пошел дальше, старясь вычеркнуть образ «незнакомки». 

Дворец у ипподрома

Исмихан Султан мечтала стать матерью, но дни сменялись неделями, недели месяцами, а долгожданного чуда так и не происходило. Султанша боялась подумать о самом плохом, но решила все же попросить помощи у лекарши, что служила в ее дворце.

Образ Исмихан Кайи
Образ Исмихан Кайи

Когда Юсуф паша был занят делами в главном дворце, то сестра Султана решила использовать этот шанс, и позвала лекаршу по имени Дефне Хатун. Лекарша начала осмотр. 

— Скажи хоть что-то, Дефне

Женщина опустила глаза

— Мне жаль Султанша, но Вы… бесплодны

— Ч-что? Это невозможно! – кричала Султанша 

— Госпожа…

— Уйди! Пошли все вон! Оставьте меня! 

Слуги вышли из покоев, оставшись дежурить у дверей. За дубовыми дверьми раздавался нечеловеческий крик. Исмихан Султан, словно обезумев, кидала все, что попадалось ей под руку. Ближе к вечеру Юсуф паша вернулся домой. Увидев у дверей слуг, мужчина спросил, что случилось, но никто не смел и слова сказать. 

Когда паша вошел в спальню, он увидел сидящую на диване жену, смотрящую в одну точку. В руках сестра Падишаха сжимала подушку. 

— Исмихан? Что с тобой, милая моя? – сел рядом с ней — Ну же взгляни на меня, моя Госпожа

Дива перевела безжизненный взгляд на мужа и сказала:

— Я бесплодна

— Что? 

— Мне никогда не стать матерью, Юсуф. Нам лучше развестись пока не стало поздно. Ты найдешь другую, она подарит тебе малыша и вы будете счастливы, а я вернусь к матери и брату. Всю жизнь я буду страдать. В моей жизни начнется зима. 

Паша взял жену за подбородок и провел рукой по ее лицу

— Что ты несешь?! Я никогда в жизни не посмотрю на другую женщину. Мои глаза с первого и до последнего вздоха будут видеть лишь тебя, моя Госпожа. Мы все преодолеем вместе. Аллах вознаградит нас, вот увидишь. 

Юсуф паша сел ближе и обнял жену. Его терзали смешанные чувства, но одно он знал точно, чтобы не случилось, он не откажется от любимой женщины.

Продолжение следует...