Из всех основных европейских держав, участвовавших в Первой мировой войне, Германия была без сомнения, наиболее тщательно подготовленной и опытной. К 1914 году в Германской империи насчитывалось более 38000 миль железных дорог. К апрелю 1918 года на железных дорогах Германии работало 220 000 железнодорожников, из которых 58 000 были военнослужащими. Еще 50 000 железнодорожников находились на Восточном и Юго-Восточном фронтах. Железная дорога была действительно очень важна, как заявил генерал Людендорф: "Наступит время. когда локомотивы будут важнее пушек", а генерал фон Мольке добавил: "Не стройте больше укреплений, стройте железные дороги". В этом позитивном контексте немецкая железнодорожная техника достигла значительного прогресса.
В Германии гражданская железнодорожная система находилась под военным контролем, и к каждой линии был приставлен штабной офицер. Гражданский персонал, особенно прусский, был организован в основном по военному образцу, а их оборудование и подвижной состав оборудование можно легко переоборудовались под военные нужды. Ни один путь не мог быть проложен или изменен без разрешения Генерального штаба. До 1914 года ежегодные мобилизационные военные игры заставляли железнодорожников постоянно тренироваться и проверялась их способность импровизировать и перенаправлять движение. Немцы были достаточно хорошо подготовлены, даже предвидя войну на два фронта. Война 1870 года и колониальная Африканская железная дорога в Намибии принесла плодотворный опыт. Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, мобилизация прошла гладко, как и планировалось. Однако немецкое наступление было сорвано, так как использовалась железнодорожная сеть другой страны, в частности Бельгии, где они встретили неожиданное сопротивление и саботаж железнодорожной системы. Немцы также были удивлены быстрое прибытие британских экспедиционных сил в северную Францию. Кроме того, вторжение во Францию было остановлено решительной контратакой, битвой на Марне, которая заставила захватчиков отступить и окопаться вдоль реки Эсны, где им предстояло оставаться до 1918 года.
До конца войны немцы не переставали совершенствовать свои железнодорожные линии. Знаменитый во время Второй мировой войны Ремагенский мост, который был захвачен солдатами 9-й бронетанковой дивизии США 7 марта 1945 года, первоначально был построен во время Первой мировой войны как средство переброски войск и материально-технических средств на запад через Рейн для усиления Западного фронта. Мост, названный Людендорф Брюкке, был спроектирован Карлом Винером, архитектором из Мангейма. Построенный между 1916 и 1919 годами, он имел длину 325 метров, высота над нормальным уровнем воды в Рейне составляла 14,8 метра. Рейна, а его самая высокая точка составляла 29,25 метра. Поскольку мост был крупным военным строительным проектом, он включал в себя оборонительные элементы, как небольшая крепость. Обе опоры моста были укреплены. Мост Людендорфа был одним из трех мостов, построенных для улучшения железнодорожного сообщения между Германией и Францией во время Первой мировой войны.
В результате колониального опыта и дальновидности Генерального штаба при подготовке к войне было накоплено большое количество оборудования для полевых железных дорог, а также отработаны процедуры развертывания узкоколейных железных дорог. Немецкое подразделение полевых железных дорог (Feldeinsenbahn Abteilung) разработало эффективную связь между узкоколейными железными дорогами. Полевая железнодорожная секция разработала эффективную связь между железнодорожными пунктами и узкоколейной железной дорогой, снабжающей фронт. Компании Orenstein и Koppel GmbH производили переносные рельсы, а компания "Краусс" разработала локомотивы 0-6-0T Zwillinge (сдвоенные), предназначенные для работы в паре. Сто восемьдесят два локомотива Zwillinge были изготовлены в период с 1890 по 1903 гг., и их недостатки были оценены в немецкой Юго-Западной Африке и во время Боксерского восстания в Китае.
В 1901 году в качестве нового военного стандарта был принят 11-тонный 0-8-0T Brigadelok. К 1914 году их было выпущено около 250, а во время войны - более двух тысяч. Brigadelok обычно перевозил шесть груженых вагонов. Германия также имела около пятисот 0-4-0T, триста 0-6-0T и сорок 0-10-0T локомотивов других конструкций. Компания Deutz из Кельна выпустила двести 4-колесных локомотивов внутреннего сгорания с водяной рубашкой охлаждения. Примерно 20 процентов Бригаделок нашли послевоенное применение. После войны немецкие железнодорожные материалы и подвижной состав были конфискованы победителями. Югославия, Македония, Сербия и Польша широко использовали захваченные немецкие военные локомотивы. Значительное количество было использовано в Венгрии, Франции, Латвии, Болгарии и Румынии, В то время как меньшее количество отправилось за границу - в Африку, Индонезию, Японию и даже Северную Америку.
Во время Первой мировой войны у немцев было несколько бронепоездов, которые использовались на русском фронте, где характер войны значительно отличался от статичной окопной войны на Западе. В условиях мобильности на территории большой страны бронепоезда оказались очень эффективными для обеспечения безопасности длинных коммуникационных линий в стране, где дороги были в плохом состоянии и зимой в течение нескольких месяцев были совершенно непригодны. По этой причине Германия постоянно увеличивала количество бронепоездов, но они редко участвовали в боях, поскольку немецкая армия имела лишь ограниченный опыт как использовать их в наступательном бою. Вопросы тактики и оперативной доктрины их применения еще не были разработаны, а зарубежный опыт не был собран и проанализирован. В результате немецкий штаб не имел четкого представления о назначении, особенностях, преимуществах (и ограничениях) бронетехники в целом и бронепоездов в частности. В отличие от русских и австро-венгерских бронепоездов, немецкие поезда были импровизированные и просто защищенные конструкции, а не усовершенствованные промышленные машины.
Если Германия не проявляла особого энтузиазма в отношении бронепоездов во время Первой мировой войны I, то она лидировала в области тяжелой железнодорожной артиллерии, в основном благодаря опыту компании Krupp. Немцы, как и подобает стране с густой железнодорожной сетью и многочисленными границы, занялись разработкой железнодорожных орудий и создали дальнобойную артиллерию, которая была весьма эффективна во время Первой мировой войны. Немецкие пушки разрушили форты вокруг Льежа, атаковали прибрежные порты союзников и даже бомбардировали сам Париж.. Немцы, имея широкую железнодорожную колею, способную выдерживать большие нагрузки, использовали железную дорогу для транспортировки и обстрела сверхтяжелой артиллерии. Некоторые из орудия были постоянно закреплены на станине, установленной на железнодорожных колесах; другие доставлялись по железной дороге в виде частей и собирались на фронте, как, например, 420-мм гаубица, известная в народе как "Большая Берта". Спроектированная в 1906 году компанией Круппа, она весила почти 70 тонн и стреляла одним снарядом весом 820 кг каждые семь минут на дальность 9 375 м. До войны она представлялась как военно-морской образец, поэтому союзники были сильно удивлены, когда это чудовищное орудие появилось на суше и было использовано для разгрома бельгийских фортов у Льежа в августе 1914 года. Позже оно использовалось в битве при Вердене в 1916 году.
Среди других немецких разработок - 17-см пушка K(E) Samuel, созданная в военное время. 17-см K.E. Samuel - это по сути, стандартная полевая пушка, прикрепленная к железнодорожному полувагону. Samuel стреляла 138-фунтовым снарядом на максимальную дальность 26 270 ярдов. Еще одним новшеством стала 30-см длинноствольная рельсовая пушка. В целом германские рельсовые орудия имели тот же общий вид, что и британские и французские железнодорожные орудия. Они имели схожие тележки крепления, устройства для подъема снарядов и глубокие тяжелые балочные рамы, но часто имели противоосколочную броню, защищавшую экипаж, в то время как у союзных железнодорожных орудий обычно использовалась толстая съемная броня.
Весной 1916 года германская армия заказала у компании Krupp необычные орудия с дальностью стрельбы 75 миль, намереваясь устроить террористическую бомбардировку Парижа и сломить моральный дух французов.
В конце 1917 года большой Kaiser Wilhelm Geschütz, известный как Парижская пушка была готова. Батарея из трех чудовищных пушек была установлена в строжайшем секрете, тщательно замаскированная в лесу Крепи-ан- Laonnais близ Лаона в 120 км от центра Парижа. Каждую пушку перевозили по железной дороге, собирали с помощью кранов и устанавливали на платформу, состоящую из круглого корпуса. платформу, установленного на поворотном столе, оснащенном шарикоподшипниками, на которых пушка могла перемещаться; все это покоилось на прочном бетонном фундаменте. Действительно, огромные пушки превосходили все остальные конструкции. Длина ствола каждой пушки составляла 37 метров , а для того, чтобы держать его прямо, вдоль ствола располагался ряд стоек. Каждое из орудий имела общий вес 750000 кг. Их снаряды калибра 21 см (8,3 дюйма) приводились в движение зарядом весом 250 кг (550 фунтов). Они вылетали из ствола со скоростью 2000 м/с. Необходимо было учесть вращение Земли. Пролетев по кривой 92 мили за 179 секунд, снаряды взрывались в Париже. Во время стрельбы артиллеристы и инженеры укрывались в больших бетонных укрытиях. Такова была грозное сооружение, призванное деморализовать французов. Более 20 снарядов упало на Париж.
Одна из парижских пушек случайно взорвалась, убив большую часть экипажа. В пятницу, 9 августа 1918 года, последний снаряд упал в пригороде Обервилье. Всего по Парижу было выпущено 367 снарядов, которые стали непосредственной причиной гибели 250 человек. В соотношению затраченных усилий, времени и денег к нанесенному ущербу, парижские пушки были пустой тратой времени, но как пропагандистское оружие они имели огромную ценность. Они удивили весь мир, а обстрелы оказали разрушительное воздействие на моральный дух парижан, которые испытали ужас от того, что по их городу был нанесен удар из-за вражеской линии, которая находилась на безопасном расстоянии 112 км.
В сентябре 1918 года наступающие войска союзников не обнаружили никаких следов орудий, которые были вывезены по железной дороге так же аккуратно, как и как и были собраны за несколько месяцев до этого при подготовке к наступлению. После войны ни одна союзная комиссия по перемирию так и не смогла найти секретные орудия-монстры в побежденной Германии. Они были разрушены, а их части и их части были разбросаны, поэтому тайна до сих пор окружает точные детали печально известных "Парижских пушек".
Продолжение следует….
Поддержите канал – поставьте лайк.