Рококо — очень декоративный стиль, создающий атмосферу тончайшего эстетства, гедонизма и панэстетизма. Это беззаботный мир, полный чувственных наслаждений и пикантных любовных приключений.
«Качели» Жана Оноре Фрагонара — легендарная работа, в которой всё рококо: в мелких деталях, пышном платье, в сброшенной с изящной ножки дорого украшенной туфельке, и, конечно, в фривольном подтексте.
Про сюжет
Эту картину в 1767 году заказал парижский барон де Сен-Жюльен. Правда, изначально он обратился не к Фрагонару, а к мастеру композиций на религиозные темы — к Габриэлю Франсуа Дуайену. При чем тут религия? Дело в том, что барон хотел получить картину, на которой будет изображен он, подглядывающий за своей любовницей на качелях, а качели эти должен был раскачивать епископ. Но Дуайен ужаснулся такому кощунству и отказался от работы.
А вот Фрагонар за картину взялся, он как раз тогда приобретал известность как мастер галантных сцен. Но епископ с картины всё же исчез. Девушку раскачивает пожилой мужчина в светском костюме, разместившийся на каменной скамье в тени деревьев. Вероятно, это старый муж красавицы, находящейся в центре композиции.
За пышным кустом с дугой стороны картины мы видим юного страстного любовника, воплощающего в себе барона де Сен-Жульена. Он поглощён созерцанием открывающегося ему соблазнительного зрелища.
В центре композиции — юная красавица в модном роскошном наряде. Она центр этого мира, приковывающей все взгляды, экзотическая птичка, предмет благоговения и наслаждения. Туфелька спадает с ее ножки на глазах у любовника, как обещание радости и сладости.
Про исполнение
Кроме смысловой функции туфелька несет и композиционную. Она продолжает динамику, созданную почти пересекающимися линиями веревок качелей. Создается энергичный ритм, мы чувствуем это движение.
Техническая сторона картины вообще заслуживает отдельного внимания — Фрагонар виртуозно прорисовывает мелкие детали буйной растительности и пышного наряда, не забывая играть с красками и тенями. Действительно торжество эстетства.
Интересные мелочи
На переднем плане картины лежат садовые инструменты. Возможно, они говорят нам о том, что юный любовник проник в сад, притворившись садовником.
Также на картине можно разглядеть (трудно, но можно) маленькую собачку. Вероятно, это своеобразная ирония художника, так как собаки всегда считались символом верности, в том числе супружеской.
Также в убранстве сада мы видим скульптуры амурчиков, как бы тоже наблюдающих за молодой красавицей и её развлечением. Кто-то видит в этом символ любви, другие же говорят, что на пухлых лицах выражения шока и стыда.
Ещё одна статуя разместилась у левого края полотна — это Купидон, прижимающий палец к губам. Он как бы содействует сокрытию тайны влюбленной парочки. Кстати, эта фигура написана с подлинной статуи работы Фальконе.
На камзоле молодого человека, подглядывающего за героиней, мы видим розовый бутон — символ его влюбленного сердца.
Также можем обратить внимание на искривленный ствол дерева у правого края холста, размещенный на уровне с влюбленным юношей. Возможно, он символизирует душу и тело героя, истерзанные страстью и любовным желанием.
«Счастливые возможности качелей» — картина про наслаждение
Про предвкушение физического наслаждения влюбленными героями. Про эстетическое наслаждение для нас — зрителей. Квинтэссенция рококо.
Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь! Тут много интересного про искусство :)