Фанатизм или преданная любовь к работе? Как не перенести работу в дом? Можно ли своевременно осознать стирание границ между работой и личной жизнью?
Вместе с экспертом проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей», психологом, руководителем онлайн-ресурса психологической поддержки «Вариант» Инной Ярцевой поговорили о достаточно важной для современного общества теме — профессиональная деформация личности.
Инна, был ли у вас опыт работы с человеком, столкнувшимся с профессиональной деформацией личности? Сразу ли человек замечает за собой подобное изменение? И что меняется в нем?
Да, конечно. При этом важно понимать, что практически ни один человек не определял на первой встрече свой запрос как профдеформация. Как правило, поводом обращения служили проблемы в отношениях с партнерами и детьми, конфликты на работе, чувство одиночества, психоэмоциональное истощение.
И в определенных случаях именно профессиональная деформация являлась источником многих сложностей. Воплощение рабочих правил в реальную жизнь и отношения с близкими создает большие трудности в понимании текущей ситуации и возможности ладить с людьми и решать свои задачи.
Профдеформация лишает ощущения живой жизни и подменяет поиск решений, соответствующих ситуации, заученными рабочими правилами и алгоритмами.
Конечно, это происходит с человеком не сразу. Чтобы стать хорошим специалистом, надо впитать в себя знания, умения и навыки своей профессии. Но далее важно «не закостенеть» в этих наработках и сохранить в себе способность меняться, развиваться.
Можно ли простым языком объяснить, что такое профессиональная деформация личности?
Основой понятия «профессиональная деформация» первично является именно деформация, в переводе с латинского — искажение. Когда мы используем термин «профессиональная деформация», мы имеем в виду искажение под влиянием профессии человека. Таким образом, профдеформация — это искажение восприятия и анализа, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. В профессиональной литературе это называют когнитивным искажением. Т.е. человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир через призму профессиональных обязанностей и интересов. Это проявляется в повседневных привычках и поведении, общении с близкими и реакциях на происходящее.
Уже в начале двадцатого века влияние профессии на развитие личности человека, его эмоции и поведение стало объектом интереса и исследований ученых. Применительно к учителям этот термин впервые был введен в 1921 году социологом и культурологом Питиримом Сорокиным. Учителя, обладающие определенной системой ценностей, попадают в группу профессий, наиболее подверженных профдеформации. Этому способствует продолжительная работа в одном статусе, развитие и закрепление назидательно-менторского стиля общения.
Инна, согласитесь, что бОльшую часть своей жизни человек все-таки уделяет работе и поиску себя в различных профессиональных сферах. Как вовремя понять и отделить работу от личной жизни?
Важно осознать, какое место работа и профессиональный поиск себя занимают в вашей жизни. Жизненное самоопределение первично по отношению к профессиональному, хотя мы часто об этом забываем, и здесь кроется источник и профессионального выгорания, и профессиональной деформации.
Чего я хочу в целом от жизни? Какой у меня образ жизни? Какие у меня представления о жизни?
Это вопросы, которые необходимо время от времени себе задавать. Они заставляют задуматься обо всех направлениях своей жизни: о здоровье, духовных ценностях, отношениях с родителями, детьми, партнерами, друзьями, деньгами. Ответы на эти вопросы помогают сохранить свое внимание в целом на своих желаниях, потребностях.
Профессиональное самоопределение – это часть жизненного самоопределения. Выбираемая работа — это оптимальный путь к достижению своих общих жизненных целей. Мы работаем для удовлетворения многих своих потребностей, желаний, обязательств, а не только для профессионального успеха и признания.
Осознавание этого позволяет не подменять всю свою жизнь только профессией, работая ради работы. А удерживать в фокусе все свои интересы и развиваться профессионально для достижения не только рабочих целей, но и общих.
Какие виды профессиональной деформации существуют?
Говоря о профдеформации, как об искажениях, мы можем в первую очередь говорить об изменениях на уровне тела человека. Это будет физиологическая профдеформация. Из самого определения понятно, что речь идет о тех группах профессии, где есть высокий риск приобретенных заболеваний и изменения архитектуры тела. Это профессии с использованием тяжелого ручного труда, химикатов и других вредных веществ.
Второй вид — это психологическая профдеформация. Человек и на работе, и в реальной домашней обстановке продолжает действовать по правилам своей профессии без учета происходящего и нюансов текущей ситуации. Наиболее частый пример, свойственный учителям, — это привнесение назидательного стиля общения в жизнь и за пределами школы.
Признаки профдеформации мы можем заметить в речи различных специалистов — иногда нам трудно понять, что пытается объяснить врач, психолог, руководитель высшего ранга, ученый. Речь специалиста становится доступной только кругу посвященных, в этот момент и происходит разрыв коммуникации.
Также может происходить усугубление определенных личных качеств под влиянием выбранной специальности, например, как у бухгалтера, юриста – способность к чрезмерной аккуратности, организация сверхпорядка даже там, где это можно делегировать или сохранить на житейском уровне.
Давайте раскроем причины профессиональной деформации личности. Какие могут быть источники?
Источников профдеформации, как правило, может быть два: первый — это усвоение и долговременное закрепление профессионального стиля без дополнительного самообразования и саморазвития. И второй — это усугубление уже существующих личных качеств. Возможно и сочетание этих вариантов.
Признаки профессиональной деформации можно определить у специалистов с опытом. В начале профессиональной карьеры мы не можем говорить о профдеформации. Об эмоциональном и профессиональном выгорании — да. Здесь работают другие механизмы. А профдеформация — это особенности развития специалиста с опытом.
Таким образом, одной из основных причин профдеформации является профессиональная рутина в сочетании с отсутствием полноценной жизни вне работы. Влиять на такой дисбаланс может многое: большая ответственность на работе, большой объем задач и как следствие сложности в определении личных границ — работа постепенно занимает все личное пространство. Ежедневная рутина превращается в однообразные ритуалы, что накладывает отпечаток на личность.
Какие негативные последствия влечет за собой профессиональная деформация? Можно ли отметить положительное воздействие?
Еще раз повторюсь, профдеформация — это восприятие и реакция на события жизни через призму своих профессиональных взглядов, знаний и ценностей. В быту это проявляется в изменившихся отношениях с близкими и другими людьми.
Врачи непроизвольно оценивают состояние человека по внешнему виду, психологи замечают дисфункциональное поведение, учителя реагируют на ошибки и модели поведения.
Во-первых, профдеформация обедняет жизнь самого человека. Фокус на профессиональной деятельности постепенно сужает круг общения и сокращает темы для разговоров. Используя профессиональный стиль общения, человек перестает быть интересен другим. Это часто вызывает раздражение и не способствует доброжелательному общению. Это обедняет эмоциональную жизнь человека. А мы все чувствительны к тому, чтобы быть понятыми и принятыми.
Поэтому главные риски для специалистов при профессиональной деформации — это потеря адаптации в обыденной жизни, одиночество, потеря глубины отношений с близкими и друзьями, обеднение своей жизни.
Во-вторых, профдеформация создает трудности и для тех, кто рядом с человеком. Потому что реальность изменчива, каждая ситуация требует своих решений. Человек, использующий устоявшиеся алгоритмы поведения подвергается риску не справиться с проблемой. Этот риск распространяется и на тех, кто рядом. Взрослые перестают слышать своих детей, отношения теряют содержание и привязанность — это способствует множеству конфликтов.
При этом да, можно отметить плюсы, но тем не менее, это все равно вопрос спорный. Например, авиадиспетчеры становятся более пунктуальными. Но это надо рассматривать индивидуально.
Можно ли выделить профессии, у которых есть высокий риск столкнуться с профессиональной деформацией?
Это объемный вопрос. Важно знать, что существуют различные классификации профессий. Одним из критериев в профиле той или иной профессии является описание условий труда. Каждый, кто выбирает свой профессиональный путь, может уточнить степень тяжести условий труда и оценить возможные риски для себя.
Это касается профессий, где есть риск физиологической профдеформации, например, шахтеры. Если рассматривать риски психологической профдеформации, то это, например, учителя, бухгалтеры, юристы, военные, врачи, психологи, руководители, ИT-специалисты, звезды шоу бизнеса. Все те, как мы уже говорили, у кого работа связана с высокой степенью ответственности.
Как справиться с профессиональной деформацией? Какие советы вы бы дали для ее профилактики?
Фокус на своей жизни в целом. Важно помнить, что работа — это оптимальный путь к достижению общих жизненных целей, которые вы точно планировали в начале карьеры. И среди этих целей совершенно точно есть желание иметь семью, детей, друзей, помогать нуждающимся, увлекаться и заниматься спортом, расти духовно.
Самообразование и развитие — две основные рекомендации по профилактике профдеформации. Физическое здоровье, эмоциональная устойчивость, социальные контакты, финансовое благополучие — это то, что одинаково требует нашего внимания, усилий и постоянно обновляемых знаний на протяжении всей жизни.
Важны любые новые знания и опыт, которые сохраняют в нас живые реакции на изменения, способствуют развитию эмоционального интеллекта, развивают личность, интересную для общения с другими. Процесс повышения квалификации вам обеспечивает ваша профессиональная сфера. Личная ответственность — обеспечить себе дополнительное самообразование не по профессиональным темам, а по основным направлениям развития себя как личности.
Этому способствуют лекции: вы получаете информацию и слышите другую точку зрения. Мастер-классы и семинары: вы практикуетесь в партнерстве с другими, наблюдаете другие модели поведения. Тренинги и группы: вы исследуете свои уязвимые и ресурсные места.
При большой профессиональной ответственности и нагрузке бывает трудно сохранить в себе любопытство и стремление к развитию. Так постепенно закладываются риски профессионального выгорания и профдеформации.
Выбирая профессию, мы принимаем на себя все ее лучшие стороны и возможные риски. Наша ответственность, развиваясь в профессии, сохранять и приумножать в ней лучшее, а также минимизировать потери и искажения.