Найти тему
Ульяна и книжный шкаф

Реабилитация детективного жанра и книжные покупки апреля

Оглавление

Романы Бена Аароновича и Ричарда Османа настолько меня захватили, что я решила хотя бы на месяц с головой погрузиться в чтение детективов. Однако не скажу, что книжные покупки апреля были импульсивными: две из трех новых книг я хотела прочитать чуть ли не с момента, когда они были изданы на русском языке, но всегда находилось что-то более «серьезное», что стоило бы прочитать в первую очередь. Слово «серьезное» заключаю в кавычки потому, что по какой-то неведомой (ладно, ведомой, имя ей филфак) причине в моем сознании детективы по степени серьезности и глубины текста занимают место где-то между любовными романами и приключенческой литературой. Конечно, это не совсем справедливо. Детективная история, как и любая другая, может заключать в себе серьезные нравственные посылы, глубокий психологический анализ и интересные исторические или культурные факты. Все зависит от автора, его целей и глубины таланта, а жанр книги здесь не при чем.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

1. Бен Ааронович «Шёпот под землёй»

Познакомившись с книгами Бена Аароновича, я поняла, что не остановлюсь, пока не прочитаю все его произведения, переведенные на русский язык. К сожалению, пока их только три. «Шёпот под землей» продолжает рассказ об приключениях Питера Гранта, его обучении магии и необычных существах, населяющих Лондон. На это раз убийство происходит на станции метро, и автор уводит читателя в мир Лондонской подземки, самого старой в мире. Как тут не завестись мистическим существам?

Читая аннотацию к роману, я заметила любопытную тенденцию: действие каждой следующей книги автор помещает в другой район Лондона: Королевская опера, джазовые клубы Сохо, а теперь - станция метро «Бейкер стрит». Значит, читателю предстоит узнать много интересного об истории этого района, процессе строительства метро и фактах, связанных с ним. Такой стиль у Б. Аароновича – погружать читателя не только в мир магии, но и в море исторических сведений. В первом романе их количество показалось мне чрезмерным, теперь же я вижу в этом изюминку романов о Питере Гранте и один из способов создания образа главного героя, от лица которого ведется повествование.

2. Жоэль Диккер «Дело Аляски Сандерс»

Жоэль Диккер считается одним из лучших авторов детективов. Мной пока были прочитаны только два его романа. «Правда о деле Гарри Квеберта» увлекла меня и неожиданными поворотами в расследовании, и очаровательными героями, умными, добрыми, преданными, и разговорами Маркуса и Гарри о секретах писательского мастерства, страхе чистого листа и природе бестселлеров.

«Исчезновение Стефани Мейлер» не произвело на меня вообще никакого впечатления. Я даже не стала писать отзыв на эту книгу и решила, что Ж. Диккер останется для меня автором одного хорошего романа.

Однако, когда этой зимой было опубликовано «Дело Аляски Сандерс» я поняла, что обязана его прочитать. Во-первых, это роман является продолжением истории Гарри Квеберта, а значит у меня есть возможность снова понаблюдать за Маркусом Гольдманом, писателем, который то и дело увлекается расследованием преступлений десяти и двадцатилетней давности. Во-вторых, я полагаю, что именно через образ Маркуса автор транслирует свои мысли о литературе, человечности и призвании писателя, а мне его размышления очень близки. А в-третьих, я думаю, история, начавшаяся с того, что хорошему следователю, который всегда докапывается до правды, спустя одиннадцать лет вдруг сообщают, будто закрытое им дело Аляски Сандерс построено на лжи и в тюрьме сидит невиновный человек, обязательно будет интересной.

3. Донна Тартт «Тайная история»

Полагаю, о Донне Тартт уже слышали все. Я узнала о ней, когда в прокат вышла экранизация её романа «Щегол», и именно в тот момент решила когда-нибудь познакомиться с творчеством писательницы. Видимо, это время пришло.

Я решила прочитать «Тайную историю», потому что это первый роман Донны Тратт (я убеждена, что именно по первому опубликованному роману следует судить о стиле и мировоззрении современного писателя и делать вывод, подходят ли тебе его книги). Роман написан в стилистике dark academy (темная академия): его сюжет разворачивается в университетском кампусе, главными героями являются шестеро студентов, изучающих древнегреческий язык под руководством весьма неординарного преподавателя. Еще в прологе мы узнаем о главном: один из шестерых друзей будет убит, и спустя много лет Ричард Пейпен, размышляя о причинах гибели друга, напишет «Тайную историю», в которой вместе с читателем проживет события, приведшие к столь трагическому финалу.

Что для вас детективы: развлекательное чтиво или серьезный литературный жанр? Какие из купленных мной книг вас заинтересовали?

Книжные покупки прошлых месяцев: