Найти тему
Октагон.Медиа

Новый закон тормозит такси

Фото: Михаил Синицын/ТАСС
Фото: Михаил Синицын/ТАСС

В ближайшее время жителей России вновь ожидает резкий рост цен на услуги такси. Это связано с давлением налоговых органов, которые взялись за водителей, таксопарки и агрегаторы. Федеральная налоговая служба добивается исполнения закона о такси, вступившего в силу в прошлом году. Действия ведомства грозят сокращением числа водителей и, как следствие, повышением спроса и подъёмом цен.

Агрегатор «Яндекс.Такси» оповестил водителей и таксопарки о необходимости подтвердить налоговый статус до 22 апреля. Если требование не будет выполнено, доступ к системе получения заказов будет ограничен. У водителей снизится «статус приоритета», то есть сократится количество заказов. Для диспетчерских таксопарков ограничится функционал на добавление новых сотрудников и изменение карточек уже работающих водителей.

Вероятно, агрегатор принял решение под давлением налоговой службы. Участники рынка поясняют «Октагону», что наибольший интерес для ФНС сейчас представляют таксопарки без водителей и «парковые самозанятые» – на них основана бизнес-модель некоторых агрегаторов.

По данным редакции, во всех регионах России проводятся трёхсторонние встречи между представителями Федеральной налоговой службы, агрегаторами такси (в частности, «Яндекс.Такси») и таксопарками. Цель – напомнить о необходимости соблюдения закона о такси (580-ФЗ), нацеленного на легализацию рынка, и заставить платить налоги.

Закон о такси вступил в силу 1 сентября 2023 года.

В соответствии с ним заказы могут выполнять только водители, заключившие трудовой договор с таксопарком, сотрудничающие с ним в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей либо самостоятельно получившие разрешение перевозчика (разрешение на деятельность такси). До сих пор реализация закона продвигалась медленно – сказывались сложные правила получения разрешений и требования к самозанятым водителям, которые многие представители сферы считают избыточными.

Как рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, к настоящему времени в качестве самозанятого в налоговой службе зарегистрировался каждый шестой водитель.

– Водители массово регистрировали самозанятость до сентября 2023 года в надежде, что новый закон создаст им условия для легальной работы, а после сентября динамика регистраций пошла на спад – некоторые отменяли регистрацию, – комментирует собеседник издания.

После сентября 2023 года таксисты стали реже регистрироваться как самозанятые. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
После сентября 2023 года таксисты стали реже регистрироваться как самозанятые. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

С сентября, по словам Павла Стенникова, за разрешением на деятельность такси обратился примерно 1 из 100 зарегистрированных самозанятых. Около 25–30 процентов водителей (в среднем по регионам РФ) ушло из сферы такси.

По данным исследования, проведённого в конце прошлого года Общественным советом по развитию такси, 70 процентов опрошенных таксопарков подтвердили наличие дефицита водителей. Примерно 38 процентов автопарка такси простаивает из-за нехватки работников. При усилении давления на отрасль отток продолжится.

Без перспектив на снижение

Как писал ранее «Октагон», по сведениям HSBC, агрегаторы обеспечивают до 60 процентов заказов такси в стране. Лидер по объёму выручки среди них – «Яндекс.Такси», аккумулирующий 55 млрд рублей доходов агрегаторов. За ним следует «Ситимобил» с 7 млрд рублей, далее – «Везёт», «Максим» и Gett с 6 млрд рублей выручки у каждой компании. Согласно информации, представленной в рамках X Международного Евразийского форума «Такси», компания «Яндекс.Такси» в середине 2022 года занимала 83,5 процента рынка в Москве.

К концу ноября 2023 года средняя стоимость поездки на такси по сравнению с показателями начала зимы 2022 года увеличилась в разных городах на 30–70 процентов, сообщал «Октагон». Это произошло как на фоне оттока водителей из отрасли, так и по причине роста экономической нагрузки на бизнес. Руководитель пресс-службы Общественного совета по развитию такси Екатерина Киселёва отмечает, что за прошлый год повысилась стоимость обслуживания, содержания автомобилей, выросли цены на новые машины, подорожало кредитование.

– На экономику перевозок и легализацию также оказывает давление дорогое страхование ОСАГО. С осени этого года на перевозчиков ляжет нагрузка по дополнительному страхованию – ОСГОП. Поэтому мы не ожидаем, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в лучшую сторону. Скорее всего, тарифы продолжат расти, – прогнозирует Екатерина Киселёва.

Как делится с изданием один из собеседников в сфере такси, водители из разных регионов обсуждают выход на протесты. Подобные акции уже проходили пару лет назад. Тогда водители выходили на линию, но брали заказы только при высоком спросе, искусственно создавая его. Таким образом работники отрасли хотят продемонстрировать несогласие с ужесточением политики в отношении легализации сферы услуг. Однако другие участники рынка эту информацию не подтверждают.

✏️Анна Котолуп

🅾️Все материалы: octagon.media

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц