– Вы брали кредит? – равнодушно спросил её собеседник.
– Д-да, брала, – запнулась Наталья.
– А кто платить будет за вас? – уточнил сотрудник банка.
Начало здесь 👇
– Мне даже неудобно, что я плохо о ней думала, – кивнула Ольга. – Я-то решила, что она просто зажала для внука хороший подарок.
– Да перестань! Ну что ты такое говоришь? – возмутилась Наталья. – Она, конечно, не подарок, но жадной я её не могу назвать. Сколько раз она выручала нас с Алешей во всяких мелочах.
– Ладно, сейчас Виталик отвезет тебя в город, а Алеша пусть побудет у нас еще, – предложила Ольга и вдруг всплеснула руками. – Ой, мы так и не попробовали торт, который вы привезли.
– Вечером попьете чаю, – на прощание обняла её Наталья. – И спасибо тебе за чудесный день.
– Он был бы еще лучше, если бы не твои свекры, – проворчала Ольга.
Алеша тоже сел в машину, но только после того как Виталий разместил в багажнике его велосипед.
– Мам, я поеду в больницу к дедушке с тобой, – сказал мальчик матери, но она покачала головой:
– В этом нет никакой необходимости, сынок. Я поеду сама, чтобы поговорить с врачами. А ты дома встречай своих друзей. Кстати, пиццу я заказала и все, что в холодильнике тоже можешь брать. Договорились? А я вернусь, как только смогу.
– Хорошо, мам. И ты не волнуйся, пожалуйста. Все будет хорошо, – сказал её любимую фразу Алеша.
В больнице Наталья поговорила с врачом Андрея Ильича и выяснила, что свекра положили в кардиологическое отделение, потому что у него серьезные проблемы с сердцем.
– Ему нужна операция? – Наталья решила не ходить вокруг да около и получить ответы на самые важные вопросы. – Может быть, нужно достать какие-то лекарства? Чем мы можем ему помочь? Скажите, сколько и мы постараемся найти…
– Послушайте, – грубовато перебил её седоусый врач снял очки, и устало потер переносицу: – С чего вы взяли, что я буду вымогать у вас деньги? У нашей больницы прекрасное финансирование, все необходимое есть в нужном количестве. Между прочим, некоторые курсы лечения стоят миллионы рублей. У вас есть такие суммы? Простите, что спрашиваю, но вы не выглядите как миллионерша.
– Ну что вы, – смутилась Наталья. – Откуда у меня миллионы? Я работаю в детском саду и одна воспитываю сына.
– Тогда к чему ваши праздные вопросы? – неожиданно рассердился врач. – Просто, чтобы о чем-нибудь поговорить?
Наталья залилась краской стыда, и он поспешил справиться со вспышкой гнева.
– Да не волнуйтесь вы так, – доктор положил руку на плечо Наталье и сказал еще мягче: – Ну что вы в самом деле? Поднимем мы вашего свекра на ноги. Все необходимое, повторюсь, у нас есть. От вас зависит только его покой. Вот и все. Не позволяйте ему волноваться. Это вам под силу? Ну а все остальное сделаем мы.
– Хорошо, я поняла, – кивнула Наталья и подняла на доктора глаза: – Спасибо вам большое. А можно мне сейчас навестить Андрея Ильича?
– Приходите завтра после обеда,– предложил доктор. – Ему лучше, но сегодня его не надо беспокоить.
Наталья кивнула, простилась с ним и поехала к свекрови, которая дожидалась её, лежа в постели.
– Ну что там? – спросила она невестку и Наталья передала ей весь разговор с врачом.
– Он обещал мне, что Андрей Ильич скоро будет здоров, – закончила Наталья.
Но Тамара Васильевна только покачала головой:
– Врут они все, эти врачи. О, Боже мой, нет, я не перенесу, если останусь одна. Что мне тогда делать? У меня нервы просто на пределе…
Наталья вернулась домой уже после одиннадцати вечера и застала сына за мытьем посуды:
– Ну как там дедушка? – спросил он её.
- Ему надо немножко подлечиться, - ответила она и устало опустилась на стул: - Ну а ты тут как справился? Умница, везде чисто и порядок на кухне. Ты у меня просто молодец.
- Мы поиграли с ребятами в приставку, потом вышли во двор и погоняли футбол. Так что всё нормально. Хочешь я покажу тебе, что они мне подарили?
Больше всего Наталья хотела лечь в постель, но она кивнула сыну и принялась вместе с ним рассматривать подарки.
- Хорошие у тебя друзья, сынок, - потрепала она его по голове.
- Я оставил тебе пиццу. Поешь, а я пойду спать, - улыбнулся Алёша. - И, знаешь, мам, я впервые сегодня почувствовал себя взрослым. Ну, по-настоящему взрослым. Сам принимал гостей и всё такое. И это очень здорово. Плохо только, что дедушка заболел.
- С дедушкой всё будет хорошо, - сказала Наталья сыну. - И у нас тоже..
Прошло полгода.
Андрей Ильич чувствовал себя нормально, но работу ему пришлось оставить.
- Ничего, мне давно пора на пенсию, - рассказывал он Наталье. - Поеду на дачу, спокойно приведу её в порядок, буду сажать картошечку, лучок, капусту. Варить борщи. Может быть займусь виноделием, всегда мечтал об этом. Будешь приезжать к нам в гости, угощаться всякими вкусностями. А зимой топить печку и согреваться глинтвейном.
Наталья улыбалась, слушая свёкра, а вот Тамара Васильевна только закатывала глаза и крутила пальцем у виска, всем своим видом показывая, что она не разделяет энтузиазма мужа.
Наталья не понимала её, но говорить ничего не смела и только ободряюще улыбалась свёкру. Он нравился ей ещё больше, чем раньше. Такой спокойный, такой рассудительный. И добрый. Наверное, таким был бы и Гриша.
- Почему ты так и не вышла замуж? - спросил её однажды Андрей Ильич. - Неужели в самом деле так сильно любила моего сына?
- Ну почему "любила"? - пожала плечами Наталья. - Я люблю его до сих пор. И до самой старости буду любить. Мне, в самом деле, никто кроме него не нужен. Я даже говорить об этом не хочу.
- Знаешь, - сказал тогда свекр. - Не всем мужчинам в жизни выпадает такое счастье, встретить по-настоящему любящую женщину. Моему сыну в этом повезло.
- Вам тоже, - улыбнулась Наталья и посмотрела на Тамару Васильевну, которая вошла в комнату и не слышала их разговор.
Андрей Ильич усмехнулся, но ничего не ответил ей на это.
А через несколько дней свекровь сама приехала к Наталье, но не домой, а на работу, с трудом отыскав невестку в детском саду.
- Что случилось? - выбежала к ней испуганная Наталья. - Опять что-то с Андреем Ильичом?
- Нет, на этот раз со мной, - сказала ей свекровь. - Наташа, я хочу попросить тебя, чтобы ты взяла на своё имя кредит. Разумеется, платить буду я. Мне нужно немного, сто двадцать тысяч.
- Немного? - не сдержавшись, воскликнула Наталья. - Сто двадцать тысяч это для вас немного?
- Наташа, люди в кредит берут миллионы. По сравнению с их запросами, моя сумма ничтожно мала. Я хотела оформить его на себя, но мне почему-то отказали. Может быть их смутил мой возраст? Отказ никто не объяснил. Но мне очень нужны эти деньги.
- Но я не могу, - покачала головой Наталья. - Я много месяцев откладывала на то, чтобы сделать подарок Алёше, купила ему велосипед. Но даже там не шла речь о такой сумме. Тамара Васильевна, простите меня, но я просто не потяну дополнительные выплаты. Мне и так тяжело.
- А мне легко? - воскликнула Тамара Васильевна. - Почему ты думаешь только о себе? Сколько раз я помогала тебе и Алёше. Никогда не давала в долг, всегда отдавала деньги просто так, безвозвратно. Неужели ты это забыла?
- Я помню, - залилась краской, как это всегда бывало с ней в минуты сильного волнения. - Но вы давали деньги не мне, а своему внуку. И там были совсем маленькие суммы. Тысяча - полторы, не больше. А сейчас просите сто двадцать тысяч.
- Ладно, Наташа, я поняла, - махнула рукой Тамара Васильевна. - Ничего мне не объясняй, не надо. Я обратилась к тебе как к единственному человеку, которому могу доверять. Андрей очень болен, лекарство стоят безумно дорого. А ещё он постоянно срывается и нервничает из-за того, что стал таким беспомощным. Но ты не волнуйся, живи как живёшь. А мы проживём как-нибудь сами.
Она ушла, ни разу не обернувшись. А Наталья поднялась в свой кабинет и, задумавшись, села к столу.
Она не сразу услышала шаги и вышла из раздумий, только когда Ольга окликнула её:
- Эй, а что это было за явление? Зачем сюда приходила твоя свекровь?
Наталья, никогда от неё ничего не скрывавшая, рассказала про странную просьбу Тамары Васильевны.
- Да ты с ума сошла! - воскликнула Ольга. - О чём ты ещё думаешь? Выбрось всё из головы. Это же страшенная сумма! С чего ты будешь платить её?
– Она сказала, что будет платить сама, – Наталья с тоской посмотрела в окно. – Понимаешь, она обескуражила меня своей просьбой и я просто растерялась. А свекровь, кажется, очень сильно на меня обиделась. Оля, знаешь, я не права. Мне надо было согласиться. Вот что она теперь обо мне думает? И Андрей Ильич тоже. Он же болен. Ему лечиться надо.
– Наташа, опомнись! – Ольга пощелкала пальцами перед её лицом. – Сто двадцать тысяч! Это же не шутки.
– Я понимаю, – кивнула Наталья. – Но что же мне делать?
– Плюнуть и растереть. Забудь и живи как жила. Тебе от них не жарко и не холодно! – наставляла подругу Ольга. – И не вздумай, пожалуйста, соглашаться. Иначе пожалеешь.
Наталья промолчала. Но несколько дней была сама не своя и как-то утром все-таки набрала номер свекрови.
– Тамара Васильевна, простите меня за сомнения. Я согласна. Я возьму вам нужную сумму, если мне её одобрят. Давайте встретимся в банке.
– Наташенька, – обрадованно заговорила свекровь. – Какая ты все-таки молодец. Спасибо тебе большое. Я так рада, что ты согласилась.
– Я только боюсь, что мне не одобрят такую сумму. Большая все-таки, – засомневалась Наталья.
– Уверена, что все получится, – заверила её Тамара Васильевна.
Она как в воду глядела: кредит Наталье одобрили, и в тот же день она передала деньги свекрови. Та в порыве чувств обняла её:
– Никогда этого не забуду! – пообещала она Наталье.
Но Ольга, узнав о поступке подруги, только покачала головой:
– Главное, чтобы она платить не забывала, – заметила она и добавила: – Глупая ты все-таки, Наташка. Влезла в кабалу. Смотри, потом не плачь.
Прошел месяц и как-то утром Наталье позвонили из банка с требованием оплатить первоначальный взнос.
– В смысле? – удивилась Наталья, чувствуя, как неприятный холодок пополз у неё по спине. – Какой взнос?
– Вы брали кредит? – равнодушно спросил её собеседник.
– Д-да, брала, – запнулась Наталья.
– А кто платить будет за вас? – уточнил сотрудник банка.
– Свекровь. Она обещала. Деньги для неё, – заторопилась Наталья, но мужчина не стал её слушать и потребовал как можно скорее оплатить задолженность.
Дрожащими пальцами Наталья набрала номер свекрови. Но та не ответила ей и Наталья позвонила свекру.
– Да, Наташа, я тебя слушаю, – сказал он ей. – Как дела?
– Андрей Ильич, я не могу дозвониться Тамаре Васильевне, – сквозь слезы заговорила Наталья. – Не подскажете, где она?
– В Турции, – ответил он.
– Как? Где? – растерялась Наталья.
– В Турции, – спокойно пояснил Андрей, даже не догадываясь, какое впечатление произвел на сноху своими словами. – Она поехала туда отдохнуть со своей двоюродной сестрой. Помнишь Ларису? Хотела меня взять с собой, но я не люблю всего этого, да и перелеты мне противопоказаны. Я лучше по старинке, на даче отдохну. Наташенька, приезжайте ко мне с внуком. Я соскучился.
– Не может быть, – проговорила Наталья, не слушая свекра.
– Нет, правда, – заверил он её и хотел сказать еще что-то, но она уже отключила вызов.
Наташа так разволновалась, что слегла в постель с высокой температурой, и испуганный её бледностью Алеша позвонил Ольге:
– Тетя Оля, приезжайте, пожалуйста. Маме очень плохо. А я не знаю, что делать.
Ольга примчалась сразу, но добиться от Натальи правды долго не могла. Наконец та расплакалась и все рассказала подруге.
– Расскажи об этом Андрею Ильичу, – посоветовала Оля. – Он нормальный мужик и должен понять, что ты не можешь выплачивать кредит за них. Там же с процентами, к тому же грабительскими. Но это не твоя проблема, а его. Потому что и жена его.
– Нет, я не могу, – рыдала Наталья. – У него больное сердце. Если ему станет плохо, я себя никогда не прощу.
– Правильно, пусть будет плохо тебе! – воскликнула Ольга, заставила подругу принять лекарства и уехала только после того, как убедилась, что температура пошла на спад.
Но поехала она не домой, а к Андрею Ильичу, который, к счастью был не на даче, а в городе.
– Этого не может быть, – покачал он головой, выслушав Ольгу, которую прекрасно знал. – Поездку оплатила Лариса!
– Нет, не Лариса, а Наталья. Она и в самом деле взяла на себя кредит для вашей жены, но Наташа думала, что деньги нужны на ваше лечение. А теперь ей звонят из банка и угрожают. Андрей Ильич, у вас больное сердце, я знаю, и простите, что я вас тревожу, но оставить в беде подругу не могу. Что она будет делать, скажите, с её зарплатой? Ей же еще Алешку поднимать.
– Ты правильно поступила, – сказал задумчиво Андрей Ильич. – А теперь иди домой и не волнуйся. Как говорит Наташа, все будет хорошо.
Когда Тамара Васильевна прилетела из Турции, она рассчитывала, что муж встретит её в аэропорту, но его нигде не было и ей пришлось взять такси. Андрей дожидался жену дома и она, разозлившись на мужа за равнодушный прием, тут же раскричалась на него:
– Что, так тяжело оторвать от дивана пятую точку и встретить меня? Как тебе не стыдно!
– А тебе? – спросил он, глядя ей прямо в глаза.
– Мне? – удивилась она. – А за что это мне должно быть стыдно? Я не понимаю!
– Я тоже не понимаю тебя, Тома, – рассердился Андрей. – Ты обманула Наташу, заставила её оформить кредит и на её деньги укатила отдыхать. А ты подумала, чем она будет платить за твои развлечения?
– Ой, вот только не надо мне рассказывать, что она бедная и несчастная, – отмахнулась от мужа Тамара. – Ты хоть знаешь, сколько денег она заплатила за тот велосипед, что подарила Алешке? А я знаю. Я ходила в тот магазин и спрашивала. Крыло Боинга стоит меньше!
– Постой, – спохватился Андрей. – А те десять тысяч, что я просил тебя передать внуку в качестве подарка, ты ему отдала?
– Мы не миллионеры раскидываться такими деньгами, – заявила Тамара. – Ладно, хватит ссориться. Давай лучше съездим на дачу и пожарим мяса. Посидим вдвоем на природе, остудим головы, успокоимся.
– Во-первых, я с тобой никуда не поеду, – сказал Андрей. – Потому что вообще не хочу тебя видеть. И на даче жить буду сам, а ты ко мне даже не приезжай. Я тебе буду не рад. Во-вторых, у нас больше нет машины, я продал её и закрыл кредит. Довольна? Нет? А я – да. Надеюсь, пока ты живешь одна, к тебе вернется твоя совесть, потому что иначе я просто не смогу с тобой жить.
– Ты что, хочешь развода? – вскипела Тамара Васильевна.– И все из-за той дряни!? – дрожащей рукой она показала на окно, подразумевая, что где-то там живет их невестка Наталья.
– Да, из-за дряни, но только не из-за той, а из-за этой, – Андрей показал на самое Тамару, потом развернулся и вышел из комнаты, не обернувшись и не взглянув на свою жену.
– Ты не смеешь так поступать со мной, бросилась она за ним. – Я этого не заслуживаю!
– Ты вообще ничего не заслуживаешь, – усмехнулся Андрей Ильич и, взяв сумку, направился к выходу.
Когда он, вызвав такси, уехал, Тамара расплакалась и долго не поднималась с дивана. А потом отыскала телефон и набрала номер Натальи:
– Вот что! – сказала она ей, – ты разменялась на паршивые деньги и больше ничего не хочу о тебе слышать, понятно?! Андрей ушёл от меня. Теперь ты довольна? Сама живешь одна и хочешь, чтобы все жили так же, да? Бессовестная! Ненавижу тебя, ненавижу! И никогда не прощу! Дрянь, дрянь, дрянь!
Она кричала еще что-то, но Наталья уже выключила свой телефон и прижала его к губам. Спорить и оскорблять свекровь в ответ она не собиралась, все-таки она была матерью её любимого и единственного мужа. Но какие же они все-таки были разные: Тамара Васильевна, злая, ненавидящая всех женщина и Гриша, добрый, спокойный, заботливый и смелый. Ценой своей жизни он спас чужую, незнакомую ему женщину. Андрей Ильич, его отец, был такой же и теперь Наталья понимала, в кого пошел характером её муж. А вот Тамара Васильевна теперь в её глазах совсем ничего не стоила. Совсем ничего.
Конец. А вот ЗДЕСЬ мы читаем книгу "Между нами река".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории 👌
Спасибо за ваши комментарии, лайки и репосты 💖