Найти тему
История моды с Марьяной С.

О нижних юбках

Нижняя юбка - предмет, без которого даме XIX века было просто не обойтись (на самом деле и раньше, но мы не будем сейчас заглядывать так далеко). Конечно, в зависимости от того, какие платья были в моде, менялись и нижние юбки. Ведь одна из их главных задач - поддерживать платье, делать его юбку пышной...

Модная гравюра из журнала "Journal des Demoiselles", 1855 (с) из коллекции Рейксмюсеума
Модная гравюра из журнала "Journal des Demoiselles", 1855 (с) из коллекции Рейксмюсеума

Так что в начале XIX века, когда женщины носили узкие платья с завышенной талией нижние юбки тоже, соответственно, были довольно узкими. И с такой же завышенной талией! Правда, чаще всего они были с лифами, превращаясь, ем самым, скорее, в нижние платья, но это и понятно - иначе носить их было не очень удобно. А вот затем, когда к середине 1820-х талия вернулась на место, юбки стали просто юбками. И тут уже началось раздолье!

Начнём с того, что количество их было разным. С середины 1820-х и следующие лет тридцать - от трёх до восьми. Да-да. Ну а что делать, если хочется, чтобы платье было попышнее! Без нижних юбок эффекта "дама-колокольчик" не добиться. Летом могло быть поменьше. Зимой - побольше. В эпоху кринолинов их количество уменьшилось - ведь эти конструкции их частично заменили, так что можно было обойтись двумя-тремя. И потом, уже вплоть до начала XX века, их, как правило, было, опять-таки, максимум три, чаще две.

Реклама нижних юбок "Балморал" для активного времяпровождения, 1860-е (с) из коллекции Художественного музея Филадельфии
Реклама нижних юбок "Балморал" для активного времяпровождения, 1860-е (с) из коллекции Художественного музея Филадельфии

Юбки могли быть стёгаными, из двух слоёв плотного шёлка - в холодное время года это очень выручало, да и форму платьев поддерживало отлично. Юбки могли быть прошитыми (поперёк) рядами шнуров: тогда они получались не очень жёсткими, но форму, опять-таки, держали лучше. Они могли быть с ватным валиком, т.н. "руло", по подолу - да, для nq же цели. Они могли быть с воланами, опять же по подолу. Вот только сверху донизу их оборками, как правило, не отделывали - чтобы не выделялись под платьем. Они могли быть из самых разных тканей, от шуршащей тафты (помните Мамушку в "Унесённых ветром"?) до плотной шерсти. И да, конечно, из льна и хлопка. Покороче и подлиннее. Белыми и разноцветными - от чёрных до голубых и красных. Гладкими и узорчатыми - даже в клеточку! Когда стали распространяться машинные кружева, то ими начали отделывать и нижние юбки. Можно было украсить бархатной тесьмой. Заложить складочки. Да мало ли! Ну и если у платья шлейф, так и нижняя юбка нужна со шлейфом

И комбинировали их по-разному, в зависимости от моды и от целей. Например, две - и обе белые. Или две - одна белая, другая цветная. Три одинаково длинные, или одна покороче, тёплая, и две длинных. Чаще всего руководствовали принципами: та, что покороче - поближе к телу, та, что наряднее - самая верхняя из всех нижних.

И с комбинацией цветом можно было поиграть. Красную юбку под серое платье. Или синюю под синее же.

Нижняя юбка из шёлкового атласа, ок. 1909 (с) из коллекции музея Виктории и Альберта
Нижняя юбка из шёлкового атласа, ок. 1909 (с) из коллекции музея Виктории и Альберта

Словом, нижняя юбка - не обязательно белая и не обязательно простая! Кто хотел побольше красоты, тот - вернее, та - и под платьем была нарядной. :)

PS Хотите больше подобных статей? Подписывайтесь на мой канал по истории моды!