Найти тему
История моды с Марьяной С.

В чём была прелесть кринолинов?

В середине XIX века популярность обрели т.н. кринолины - большие каркасы для юбок. Так что женские платья, особенно нарядные, могли быть просто необъятными (хотя всё-таки не такими необъятными, какими их изображали карикатуристы). В чём была их прелесть? Почему их охотно носили и герцогини, и горничные?

Модный гравюры из журнала "La Mode Illustree", 1861. (сс) Wikimedia Commons
Модный гравюры из журнала "La Mode Illustree", 1861. (сс) Wikimedia Commons

Ответ, на самом деле, простой. Несмотря на свой объём и даже, можно сказать, громоздкость, несмотря на ряд проблем, который порождали подобные юбки, кринолины облегчили жизнь женщинам по меньшей мере в одном отношении. А именно: если ты хотела носить платье с пышной юбкой, с введением в моду кринолина ты избавлялась от тяжести множества нижних юбок.

Ведь что делать, если хочется пышное платье? Сама по себе ткань держаться не будет. Значит, нужно увеличить количество нижних юбок. И с конца 1830-х годов мода этим и занималась.

Одна нижняя юбка. Вторая, третья. Зима? Можно добавить ещё несколько. Да пусть из хоть восемь будет - зато красиво. Правда, тяжеловато... Зато пышно.

Слева - Кринолин модели "Фаворит императрицы", 1860-65, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон). Справа - кринолин, ок. 1865, из коллекции Музея  искусств округа Лос-Анджелес
Слева - Кринолин модели "Фаворит императрицы", 1860-65, из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон). Справа - кринолин, ок. 1865, из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес

А ещё использовали ткань "кринолин", весьма плотную. Самое название говорит нам о конском волосе и льне. Из тканой ткани можно было сделать дополнительную нижнюю юбку. Или полосами вшить в подол нижней юбки. Или поставить на такую подкладку само платье. А если учесть, что нижние юбки делались, как правило, из плотных льняных и хлопковых тканей... То всё это весило немало.

И тут появляются "искусственные кринолины", похожие на клетки. Да, и раньше додумывались до того, чтобы вшивать обручи в нижние юбки - так делали вертюгали Ренессанса, фижмы Галантной эпохи... Но эти новые сооружения были куда хитрее! Множество тонких и лёгких стальных полосок соединялось полосами ткани. Причём не намертво, нет - в хороших моделях сталь проходила через отверстия в ткани, так что, несмотря на объём, этот каркас получался гибким. И лёгким.

Кринолин, ок. 1865. (с) Из коллекции Института костюма в Киото
Кринолин, ок. 1865. (с) Из коллекции Института костюма в Киото

Ура! Можно оставить одну нижнюю юбку, ну и ещё одну надеть поверх кринолина, чтобы его обручи не проступали под платьем. а то некрасиво. И вот на ntt уже платье с огромной юбкой - того объёма, которого одними нижними не добиться. И при этом общий вес наряда куда меньше! Перебирай там свободно ногами под этим куполом, да и всё...

Детский кринолин, ок. 1865. (с) Из коллекции Музея  искусств округа Лос-Анджелес
Детский кринолин, ок. 1865. (с) Из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес

В начале XX века спросили одну старушку-тётушку, чья молодость пришлась как на разгар эпохи кринолинов - мол, каково это было? А она ответила: ""С тех пор, как кринолины вышли из моды, я уже никогда не ощущала того комфорта. Он удерживал нижние юбки подальше от ног, и двигаться в нём было легко и удобно"...

Правда, возникали другие проблемы, но это и другое дело. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory