Однажды я читала лекцию о нарядах рубежа XIX-XX веков, и показывала удивительно красивые нижние юбки, которые были тогда в моде. В какой момент прозвучал удивлённый вопрос: "Но зачем? Зачем делать их такими нарядными? Ведь всю эту красоту никто не увидит? Для кого это?" И я ответила: "Для себя".
Ну хорошо, хорошо, это увидит горничная, которая помогает даме одеться. А ещё - муж или возлюбленный. Довольно узкий круг людей для такой роскоши, согласитесь.
Правда, в записных книжках Чехова есть такая заметка: "Когда она приподнимает платье и показывает свою нарядную юбку, то видно, что она одевается как женщина, которая привыкла к тому, что ее часто видят мужчины". Да, немножко это красоты могли увидеть и окружающие. В конце-то концов, в книге "Спутник изящной женщины", которая была опубликована в 1896, говорилось: "В настоящее время высшая элегантность состоит в том, чтоб под шерстяным платьем носить роскошные юбки. Этот контраст доказывает наше изящество. Таким образом, о женщине судят не по платью и верхней одежде, которые у всех на виду, но по скрытым принадлежностям туалета, которые кокетливые особы умеют искусно показывать, не переступая за пределы благопристойности: ловко подобрав трен рукою или отбросив его грациозным движением, при входе в экипаж или просто опускаясь на стул".
Тем не менее, нижнюю юбку вы могли продемонстрировать (не переступая пределы благопристойности) разве что в районе щиколоток. И да, нижний волан и сколько-то кружева шаловливо мелькнут лёгкой пеной. Но в том-то и дело, что нижние юбки в ту эпоху были настоящими произведениями искусства, и изящная отделка могла украшать их до колен, и даже чуть выше!
Юбки платьев тогда облегали бёдра, а дальше могли быть довольно сильно расклешёнными. Получался этакий изящный перевёрнутый венчик колокольчика. Соответственно, и нижние юбки должны были поддерживать этот силуэт. Так что в верхней части они гладкие, а вот стоит спуститься чуть пониже - и начинаются бесконечные застроченные узенькие складочки, перемежаемые кружевными вставками и дополненные продёрнутыми атласными ленточками...
Причём для юбок использовали не только лён и хлопок, как раньше, но и шёлк. Юбка могла быть из атласа с цветочным узором в тон к ткани. Из роскошного муара - переливающейся шёлковой материи с особыми разводами. Из тафты - чтобы раздавался волшебный шуршащий звук "фру-фру"...
Словом, под нарядными платьями той поры прятались не менее нарядные нижние юбки. И можно представить, сколько радости это дарило самой обладательнице - не только потому, что это кто-то увидит, а и потому, что эта красота, в первую очередь, для неё самой!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!