Как часто педагоги спорят педагоги с родителями детей с особенностями развития и отстаивают одну яркую важную истину: чтобы овладеть каким-то даже небольшим навыком, ребенку нужно не только с педагогом на занятии его осваивать. Гораздо важнее закреплять, закреплять, закреплять его дома. Каждый день, методично, плавно увеличивая и время занятия, и нагрузку.
Иначе этот маленький шажок вперед, которого ребенок с педагогом добиваются на занятии, просто забудется, все усилия педагога и, опять же, ребенка - провалятся, а результаты - отбросятся в дальние дали.
И кто будет виноват?
Ха, конечно же, педагоги! Плохо научили, значит.
Заметим, что это не сарказм. Так действительно думают некоторые родители наших особенных воспитанников, которые приезжают в стационары нашего социального спецучреждения для детей с ОВЗ.
Эти милые, любящие своих детей и желающие им только добра, но при этом наивные люди - всерьёз полагают, что, поручив тяжелого ребенка на 3 недели специалистам (педагогам, медикам и прочим), они добьются исполнения желаний: тут же сотрудники учреждения найдут у ребенка волшебный рычажок, толкнут его, и… свершится мгновенное чудо!
Ребенок, не говорящий все 6 лет - вдруг сразу заговорит как "ликейский перипатетик", запоёт как ранний Хворостовский, а уж учебных навыков и знаний - нахватает столько, что можно даже в школу не ходить, а сразу в Гарвард прямой дорогой идти. А что? У наших соотечественников же был подобный опыт?
Ладно, признаю, здесь уже было немно-о-ожечко гиперболы, ну совсем капелька (если гипербола вообще может быть "капелечной").
В общем, исходя из всей этой нервной суеты, которую я, будучи в соответствующем расположении духа, расписала довольно подробно, вывод прост. Занятия с ребенком, режим дня, трудовая и досуговая деятельность в стенах учреждения и дома - не должны быть "резко разными". И отношение родителя к ребенку и его деятельности - тоже!
Как это понимать?
Т.е., если ребенок, находясь в стационаре, привык, что после завтрака (а это примерно в 9.00) у него начинаются занятия (не важно какие: логопед, дефектолог, психолог, творчество, ручной труд и т.п.), - то и дома, в это же время, нужно заняться чем-нибудь полезным. Например, выполнить парочку заданий, которые наши педагоги написали маме в рекомендациях. Ну, мы ведь именно для этого их и пишем, а не для галочки!
А если забить на это дело, и, оставив ребенка играть самостоятельно на диване или на коврике, всучить ему планшет с мультиками, то можно не удивляться, что дите "откатится" до того уровня, с которым он изначально приехал в стационар.
Нет, вы ошибаетесь, мы занимаемся!
Есть такие родители, которые называют черное - белым, а собаку - коровой (это не моя фраза, так одна наша дефектолог говорила). Это явление наблюдается у некоторых детей, которые повторно приезжают в стационар через полгода после полученного курса.
Например, ну вот сразу видно, невооруженным глазом, что все эти месяцы с ребенком ну вообще дома не занимались, совсем! Даже малюсенький навык держать восковой мелок и чиркать на листе "каля-маля" - и тот утрачен.
О, а ведь педагог тогда 3 недели потратил лишь на то, чтобы сформировать ребенку правильное хватание и силу нажима. И у ребенка - реально получалось! Я сама видела (я же в одном кабинете работаю с педагогом по ИЗО). Он и линии рисовал, и зигзаги, и даже петельки!
А как спросишь у мамочки, занимались ли дома, так в ответ она чуть ли не пяткой себя в грудь рассерженно бьет:
- Конечно! А как же! Каждый божий день сидим с ним и рисуем! А то, что сейчас мелок из рук выпадает, так это Тёмик просто устал. Правда, Тёмик?
А Тёмик на маму глазками хлоп-хлоп…
Вот как раз о Тёмике и его маме
Тёмик - симпатичный мальчик 6-ти лет, ментальные нарушения, ЗПРР (со слов дефектолога, который раньше с ним работал, а сейчас диагноз неизвестен).
Обращенную речь - частично понимает, словарь - максимум слов 10-15, с простыми просьбами и заданиями - самостоятельно не справляется, но от их выполнения не отказывается (что уже здорово). Мальчик - хоть и чрезмерно подвижный, и отвлекающийся на каждую мелочь (про СДВГ никто не говорил!), но зато мирный, незлобливый и вполне контактный.
И, увы, такое бывает: уже третий курс подряд - никакой положительной динамики у Тёмика специалисты не наблюдают. Хотя, казалось бы, почва для этого - есть, ребенок - не совсем уж прямо отъявленный "неумейка", и даже не лентяй.
Но вот загадка: мамочка-то Тёмкина почему-то громко и напористо утверждает, что дома она каждый день с ним занимается! И рисуют они, и лепят, и азбуку читают, и палочки считают. И в поселковую школу искусств ходят на танцы (здесь я поверю, Тёмик реально прикольно двигается).
Но, как говорится, никто свечку не держал. И педагоги - люди тоже мирные и незлобливые, поэтому уличать маму во лжи и высказывать ей в лицо свои подозрения - ни-ни!
А есть еще более интересные моменты
И тоже на примере Тёмика и его мамы.
Это уже о том, как ведут себя мамы с ребенком в стенах учреждения и дома. Уверяю, тоже по-разному!
Да и не надо далеко ходить: различие в отношении мамы к ребенку можно разглядеть, находясь с ними в кабинете на занятии или случайно встретив их вне урока.
Когда мы с Тёмой, например, складываем поделку-оригами у меня на кружковом занятии, мама сидит рядом, помогает, улыбается, по ручке гладит Тёмика и говорит:
- Да, вот так, молодец! Какой ты у меня умница! Ммм… цём-цём, моя щёчка!
Кстати, надо заметить, в этот момент Тёма с удивленным лицом смотрит на маму и снова на нее глазками хлоп-хлоп…
А несколько дней назад спускаюсь я, короче, на первый этаж (за бланками к заведующей отделом). Нахожусь еще довольно высоко, но вижу как между лестничными пролетами мелькает халат в горох Темкиной мамы. Да и голос ее трудно не услышать. Наверное, к себе в стационар поднимаются после процедур на медицинском этаже.
Гулкий шлепок: шпомс! Потом крик Тёмика: Ааааа! Плач, шарканье… Эхо! И крик мамы:
- Я тебе говорила не вертеться на лестнице, с…тина?! А ну кончай орать, а то еще добавлю!
О как!
Вот тебе и "щёчка-цём-цём!" А на уроке - ну ни за что не скажешь, что мамка может такое удружить.
Ай-вай! Это если предположить, что мама - действительно дома с Тёмиком занимается, то можно только представить в каком ключе эти занятия проходят!
А, хотя…
Нет, сомневаюсь. Предполагаю другое.
Наверное, Тёмкина мама, уже довольно долго находясь в учреждении, просто устала играть и выдавливать из себя роль "очень доброй, усердно работающей над развитием ребенка, заботливой и правильной родительницы", просто не выдержала. И сорвалась! Ведь если человек за много лет привык к одной роли, то в другой - ему будет явно некомфортно! Ну день-два можно потерпеть, ну максимум неделю. А дальше - эта роль будет его только тяготить, душить и капитально действовать на нервы.
И тогда непременно нужен выход этим дурным эмоциям. А на ком проще сорваться?
Хах, наверное, на педагогах? Нет, что вы, это просто мысли вслух!
Срываться многие привыкли на близких… или на ближнем… или на ближайшем по расстоянию, кто под руку попадется. Видимо, Тёмик этим "ближне-ближайшим" и оказался. И получил "на орехи"!
Только вот…
Обидно, что родители думают, будто бы сотрудники детских учреждений, которые годами работали с разными детьми, сталкивались с разными ситуациями и проходили через такие же истории в других семьях - слепые и глупые. Да не глупые они, сотрудники наши, всё они видят, понимают… просто не ввязываются.
Конечно, это "невмешательство" - не лучшая тактика по отношению к конкретному ребенку, но… в опалу попадать тоже никто не хочет. Ибо так уж получилось, что рядового сотрудника детского учреждения защищать некому, а родитель - при любом раскладе прав.
Но Тёмика жалко
По сути, ему уже вот-вот - и в школу… И никто не знает, как он туда вообще пойдет и как будет учиться. А мама Тёмика на вопросы нашего дефектолога о школе - все так же напористо, как она умеет, отвечает:
- Конечно, пойдет! А как же? Куда он денется - пойдет!
Наверное, учителям в той школе - тоже нужно немножко посочувствовать. И вовсе не из-за Тёмика.
А Вам, дорогие читатели, сил и здоровья для выполнения намеченных планов.