Пенсионерка из Москвы лишилась более 10 миллионов рублей — столько стоили украшения, которые у нее украли мошенники под видом сотрудников ФСБ и Росфинмониторинга. Преступники охотятся не только за деньгами на счетах, но и физическими ценностями и недвижимостью. Как они вычисляют жертв, какие методы используют и как от них защититься, разбиралось Общественное телевидение России.
Попросили задекларировать украшения
Мошенники писали 66-летней женщине с разных номеров, представляясь работниками ФСБ и Росфинмониторинга. Они попросили пенсионерку сдать ее украшения, чтобы их задекларировали, и женщина поддалась на уговоры: к ней пришла неизвестная девушка и забрала ценности. Только через несколько дней москвичка осознала, что ее обокрали, и обратилась в полицию, передали «Известия».
Пожилая женщина заявила о сумме ущерба в 10 миллионов 700 тысяч рублей. Правоохранители возбудили уголовное дело о мошенничестве и теперь ищут подозреваемых. Банки активно просвещают людей по теме финансовой грамотности, разоблачают преступные схемы и блокируют подозрительные операции. Поэтому мошенники прибегают к новым видам афер, в том числе кражам физических активов россиян, объяснил ведущий эксперт по сетевым угрозам, веб-разработчик «Кода безопасности» Константин Горбунов.
За чем охотятся аферисты
Мошенникам интересны не только украшения, но и, например, квартиры и другие физические активы вроде авто, отметил архитектор проектов по информационной безопасности R-Vision Максим Ступинский. Охотятся и за интеллектуальной собственностью: информацией о технологиях производства, разработках и клиентах. Нередко мошенники стараются украсть электронные подписи и другие важные виртуальные данные.
К потенциальным жертвам Горбунов отнес людей со значительным количеством активов: к примеру, тех, у кого много недвижимости или предметов искусства. Причем об истинной ценности последних некоторые владельцы порой даже не догадываются, обратил внимание эксперт. Россияне с низкой финансовой грамотностью тоже попали в зону риска, особенно, если они ничего не знают о мошеннических схемах.
Как мошенники вычисляют жертв
Преступники используют персонализированный подход, чтобы украсть активы, выраженные не в деньгах. Ведь для этого им нужно напрямую общаться с конкретным человеком, изучать, чем он владеет, и подбирать исходя из этого тактику, рассказал Константин Горбунов.
Пенсионерка из Москвы могла иметь какие-то коллекционные украшения или быть вдовой состоятельного человека, известного в определенных кругах. Возможно, ее заприметили на каком-нибудь светском мероприятии, или же мошенники просто собрали информацию об имуществе женщины. Такое предположение в беседе с ОТР озвучил адвокат, кандидат юридических наук Андрей Некрасов.
«Вероятно, известная дама, знали, чем она обладает, видели, может, ее где-то. Не важно где, в опере, театре, на приемах. Может, когда-то давно провели исследовательскую работу и увидели, что в такие-то годы она обладала [ценностями]. А дальше она сама положительно ответила мошенникам на вопросы, мол, да, обладаю такими-то ценностями», — поделился размышлениями специалист.
Мошенники, которые охотятся за физическими ценностями, во всем мире поступают примерно одинаково. Они роют информацию о жертве, следят за ней и опрашивают соседей, отметил юрист. Целью могут стать практически любые ценности. Были случаи, когда аферисты выманивали у людей награды времен Великой Отечественной войны, добавил эксперт.
Квартиры и авто
Константин Горбунов заметил, что до недавнего времени появлялось много мошеннических схем с дистанционными сделками купли-продажи недвижимости. Пара таких громких афер увенчалась успехом, подтвердил Некрасов.
«Это действительно было по поддельной электронной подписи. Практически сразу после такой мошеннической продажи квартиры изменили закон, и за электронными подписями стало больше контроля со стороны государства», — обратил внимание собеседник ОТР.
Сейчас некоторые электронные цифровые подписи можно получить только после личного визита в налоговую инспекцию, в Москве их выдает лишь одно подразделение. Без идентификации сторон онлайн-сделка невозможна. А в описанных ранее случаях личность человека подменили и использовали фейковую электронную подпись, разъяснил Андрей Некрасов.
«С автомобилями очень много мошеннических историй было. У нас люди сами не хотят аккуратно вести свои дела. Они продают машины, особенно в регионах, по старой схеме — продажа по доверенности. Когда вы даете человеку на долгий срок доверенность, говорите «ну вот, ты все оформи, а я деньги получил», и все», — добавил адвокат.
А потом выясняется, что никто ничего не переоформлял. Владелиц остался прежний, а новый получает штрафы и не платит налоги. Все финансовые обязательства ложатся на собственника. Но бывает и хуже: например, когда на такой машине совершают преступления, предупредил Некрасов.
Как защититься
Максим Ступинский посоветовал установить на свой телефон приложение, блокирующее нежелательные звонки. Но еще более действенный метод защиты — цифровая гигиена и осведомленность о методах обмана, отметил он.
«В случае с пожилыми людьми, с которых мы начали, это же именно классический обман, злоупотребление доверием. Человек сам обманывается, сам неаккуратен, неосторожен, сдает логины и пороли. <…> Если не понимаете, кто вам звонит, почему он беседует с вами о вашем имуществе, просто кладите трубку», — порекомендовал Андрей Некрасов.
Не стоит ни с кем говорить о своем имуществе. Часто мошенники прикидываются правоохранителями или сотрудниками других авторитетных ведомств и организаций. Но если человек действительно будет кому-то нужен, он получит повестку или к нему придут лично. Никто не будет названивать или уговаривать другими способами, подытожил собеседник ОТР.