Пятую часть моего рассказа я решил посвятить такой интереснейшей теме, как русский Китай. С первыми четырьмя частями можно ознакомиться здесь:
Поднебесная является нашим соседом ещё с конца семнадцатого столетия, а потому неудивительно, что наши соотечественники проживают на нынешней территории КНР очень долгое время. Между прочим, в Китае официально признаётся всего 56 этносов. И среди них нет ни англичан, ни французов, в принципе нет европейцев, живших здесь очень продолжительное время. Нет евреев, хотя кайфынская еврейская община насчитывала очень большую историю. Зато есть русские – наряду с самими ханьцами, с уйгурами, вьетнамцами, тибетцами. Есть даже этнически русская административно-территориальная единица во Внутренней Монголии – Эньхэ-Русская национальная волость.
В ней я, увы, не побывал, но это и непринципиально. Русское культурное присутствие встречается повсюду. Про русскую литературу в книжном магазине Пекина я писал в одной из прошлых частей. Сейчас предлагаю переместиться в крупнейший город КНР – и это отнюдь не столица. Самый населённый город Китая – Шанхай. Мировой финансовый и экономический центр, город бойкого бизнеса и небоскрёбов. Среди всего бетонно-стекольного великолепия в Шанхае стоит прекрасный православный собор, построенный русскими эмигрантами в 1937 году. Рассказывал о нём ранее, но ещё раз поглядеть на него будет не лишним.
Неподалёку от нашей святыни, где, к сожалению, пока не проводятся регулярные богослужения, находится памятник нашему великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Как нетрудно догадаться, поставили его также белые эмигранты к столетию гибели литератора, в феврале 1937-го. Советская страна с помпой вспоминала «наше всё». Чуть скромнее, в силу своей малочисленности, поминала великого мастера слова русская диаспора Китая. В 1944 году памятник Пушкину уничтожили японские милитаристы. Возродили же монумент в 1947-м, но ненадолго. В 1966 году, в разгар антисоветской истерии в КНР и «культурной революции», Александра Сергеевича вновь снесли. Восстановили в 1987-м, причём по инициативе китайской стороны.
Что касается русского культурно-бытового влияния, то в приморских городах Китая оно не ощущается от слова совсем. Слишком далеко, слишком сильны глобалистские процессы. А вот в Пекине – иное дело. Совершенно случайно зашёл перекусить в кафе недалеко от улицы Ванфуцзин и не понял, куда зашёл. На меню изображена матрёшка, радостно указывающая на какую-то совсем нерусскую еду. На заднем фоне – Собор Василия Блаженного и ёлки. Китайских иероглифов, увы, не знаю, но выглядело это забавно. Как бы то ни было, приятно, что наша эстетика используется в чужой стране в качестве выгодного рекламного хода.
Район Ябаолу в Пекине называют «русским городом». На нескольких улицах расположено большое количество магазинов, где продают товары, импортированные из РФ. Правда, разбавлено всё и китайской продукцией. Наименования торговых точек не могут вызвать иной реакции, кроме как ирония. Тут вам и «Лёша-Оксана салон красоты».
И магазин «Юра» (интересно, связано ли это как-то с Юрием Гагариным или просто решили назвать по странно звучащему для китайского уха имени?).
И универсальный торговый центр «Таня»…
В 1990-е годы в этом районе была обычная СНГшная «толкучка», где выходцы из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и прочих бывших республик СССР продавали всё, что плохо лежало дома. И, естественно, приобретали китайские товары задёшево, чтобы толкнуть их у себя на родине задорого. Если кто-то из вас, дорогие читатели, челночил в Китай в те смутные годы, напишите о своих впечатлениях. Будет очень интересно прочесть ваши истории. Тем более, если была возможность сопоставить тот Китай с нынешним.
Что касается памяти о Второй мировой войне, тут всё в полном порядке. Любая музейная экспозиция не обходится без рассказа о вкладе Красной Армии в освобождение Маньчжурии от японских милитаристов, о советских лётчиках, защищавших в 1937-1941 годах китайское небо, о помощи, которую оказал Советский Союз в создании революционной Маньчжурской базы, из коей и выросла Китайская Народная Республика. Раньше, во времена советско-китайского обострения, данные факты старались затушевать. Сегодня, при Си Цзиньпине, их напротив всячески акцентируют.
Все последние социологические опросы, проводимые, между прочим, нашими недругами, демонстрируют большую симпатию простых китайцев к России и русскому народу. Следует сказать, что это полностью отвечает действительности. Нет, нас тут не носят на руках и не будут каждый раз подчёркивать «братство», как в той же Сербии, скажем. Но отношение к нам – крайне уважительное. Китайцы ценят, что в мировом противостоянии с Соединёнными Штатами есть одна страна, да ещё какая, где к КНР относятся тепло и по-дружески, не видят в ней противника и готовы подставить плечо в трудной ситуации.
Продолжение следует...
___________________________
Дорогие читатели! Убедительная просьба подписаться на канал и поставить "лайк" статье. Это сильно поможет продвижению материалов