Что такое девиз? Согласно словарю, это краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею поведения или деятельности. Изначально это гербовая фигура, которая помещалась сверх других изображений в щите и формировала основной принцип, присущий поведению всех членов того или иного дворянского рода. Как и сами гербы, девизы пришли в Россию из Европы при Петре I. Какие девизы были у русского дворянства? Что они значили? Рассказываем в нашей статье.
Бог сохраняет всё
Геральдикой в принципе, как и гербами в отдельности, Пётр I заинтересовался ещё будучи царём Московским во время своего Великого посольства 1697–1698 годов. Практически сразу же после возвращения Петра из-за границы его приближенные начали создавать гербы для себя и своих родов. Вместе с фигурами и щитами на этих гербах, разумеется, появлялись и девизы.
Первым девиз на свой герб нанёс Борис Петрович Шереметев, близкий сподвижник Петра I, ставший со временем генералом–фельдмаршалом. Фразой, которая сопровождала род Шереметевых долгие годы, стала Deus conservat omnia, что в переводе с латыни значит «Бог сохраняет всё».
Эта надпись довольно необычным образом отметилась в русской литературе. Дело в том, что расположена она в том числе и над воротами северного флигеля Шереметевского дворца на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге. В этом северном флигеле, а позже в южном садовом флигеле дворца в XX веке жила поэтесса Анна Ахматова. Латинский вариант девиза она взяла как эпиграф к своей «Поэме без героя», а её ученик и последователь Иосиф Бродский в стихотворении «На столетие Анны Ахматовой» в одной из строф эту фразу продлил:
«Бог сохраняет всё; особенно слова
прощенья и любви, как собственный свой голос».
Первый герольдмейстер
Однако при Петре I правила русской геральдики ещё только устанавливались. Поначалу её развитие поручили Якову Брюсу — реформатору русской артиллерии и вообще видному государственному деятелю. Однако тот был слишком увлечен устройством артиллерийского, морского и инженерного училищ, заниматься правилами представления различных дворян ему было совершенно некогда, и в 1722 году официальным первым герольдмейстером Российской империи назначили Степана Колычева, одного из государственных деятелей той эпохи. Его помощником стал граф Франциско Санти, специалист по гербам из Италии.
Санти занимался не только дворянскими, но еще и государственными, провинциальными и городскими гербами. Иногда он самолично придавал новую форму старой геральдической эмблеме, иногда изобретал её заново. Первый герольдмейстер России остался в истории как верный последователь французского стиля в геральдике.
Уже к концу XVIII века было разработано множество руководств к составлению как личных, так и городских гербов, а в 1797 году указом Павла I начали составление «Общего гербовника дворянских родов Российской империи». При этом императоре вышло 5 томов Гербовника, при его последователе Александре I — ещё четыре, и при Николае I был издан один том.
Без лести предан
«Без лести предан» – один из самых известных дворянских девизов России, но известен он в ключе ироническом и даже порой откровенно насмешливом. Дело в том, что принадлежал он графу Алексею Аракчееву, государственному и военному функционеру эпохи императоров Павла I и Александра I. С его деятельностью ассоциировался расцвет полицейского деспотизма и грубой муштры, а сам он многими воспринимался как льстец и карьерист.
Высшее дворянство по этим причинам переиначило девиз графа как «Бес лести предан». Александр Сергеевич Пушкин написал на всесильного фаворита двух императоров несколько эпиграмм, в том числе стихотворение «Всей России притеснитель…». Оно не вполне цензурно, но подцензурные слова стали крылатыми в усечённом виде: «Без лести преданный холоп». Правда, у Пушкина со временем отношение к Аракчееву поменялось: на смерть всесильного деятеля в 1834 году поэт писал в письме к жене: «Об этом во всей России жалею я один — не удалось мне с ним свидеться и наговориться».
Разнообразие формулировок
Некоторые из дворянских девизов выражали личные убеждения их авторов; у некоторых аристократических семей, в том числе внесённых в Бархатную книгу – список самых древних боярских и дворянских родов – девизы отсутствовали. Как, например, не было девизов у Пушкиных или у Скрябиных.
Далеко не всегда при изобретении гербов авторы их проявляли фантазию. Например, дворяне Бартоломей, Вейс, Герн, Фобс и Микешины — никак друг с другом родством не связанные — имели на своих гербах одну и ту же фразу. Звучала она как Per aspera ad astra – то есть «Через тернии к звездам». Эта фраза, приписываемая знаменитому римскому философу Сенеке, была модной и популярной, и таким образом появилась на многих гербах.
Тем не менее, встречались и вполне оригинальные девизы. Известный многим Гавриил Романович Державин, например, обыграл свою фамилию и на свой герб поместил надпись «Силой вышнею держуся». Девиз графов Перовских — рода, пошедшего от внебрачных детей графа Алексея Разумовского и Марии Соболевской — гласил «Не слыть, а быть».
Некоторые девизы и вовсе приходится разгадывать, потому что они не отсылают ни какой цитате и не являются понятным выражением. Например, у графов Блудовых был девиз «Non in aves, sed in angues», что переводится как «Не на птиц, а на змей». Что это может быть? Трактуется это в итоге так: представители этого рода смотрят на всех не как на птиц — тех, кто находится выше, а как на змей — тех, кто находятся ниже их. При этом, видимо, являясь птицами.
Но в целом все девизы русского дворянства были посвящены либо служению Отечеству, либо характеристике лучших качеств представителей своего рода: «Верность никогда не поколебима» (графы Воронцовы), «Ближайший путь прямой» (Гальперты), «Ни зной, ни стужа не изменят меня» (князья Голицыны-Остерманы), «Дела не слова» (князья Демидовы Сан-Донато), «Не себе, а государству» (князья Зубовы), «Недвижим под огнём» (графы Капнисты), «За верность, храбрость и неутомимые труды» (графы Платовы).
Девиз — это интересный способ подумать о судьбе и предназначении своей семьи, о её самых важных особенных чертах. И девиз, и историю своего рода всегда можно сохранить в нашей удобной Цифровой капсуле времени!