Найти тему

О пользе здорового пофигизма на флоте. Ненаучный трактат. По следам гибели д/э "Оленёк".

Спасибо моим неравнодушным читателям, которые поднимают интересные темы в своих комментариях.

Недавно мне посоветовали8 почитать книгу Сергея Кушнаренко о столкновении д/э "Оленёк" с танкером "Генерал Шкодунович" в проливе Большой Бельт в 1979 году.

Схема столкновения. из интернета
Схема столкновения. из интернета

С большим интересом прочитал книгу на одном дыхании. И по горячим следам спешу поделиться с вами своими впечатлениями.

Глядя на схему столкновения, любой начинающий судоводитель спросит:

- А какого хрена Оленёк поперся влево, на встречку, прямо под форштевень Шкодуновича?

И я с ним буду полностью согласен. Если бы этот вчерашний выпускник морского училища командовал судном, трагедии не произошло бы.

Выходит, причина катастрофы - нахождение на мостике капитана, который отдал неадекватную команду рулевому повернуть влево, в нарушение правил МППСС и просто здравого смысла. И никого рядом не нашлось, чтобы остановить его, обратить внимание на ошибку.

Тут сыграл свою зловещую роль тот авторитарный порядок, который был установлен на судне капитаном Ивановым, не терпящим возражений от подчинённых. Нельзя доводить подчинённых до состояния немых статистов, смотрящих в рот начальству и не смеющих возразить. Ведь на мостике находилось ещё два грамотных судоводителя, дублёр капитана Курбацкий и старпом Воронцов, которые не могли не понимать абсурдности команды капитана.

И вот последствия одной ошибочной команды.

пожар на д/э Оленёк. фото из интернета
пожар на д/э Оленёк. фото из интернета

Судно с грузом уничтожено огнём, сорвана 25-я Арктическая экспедиция, погибло 4 человека. Сам виновник трагедии попал в тюрьму.

Что же, капитан Иванов сам себе решил навредить? Это вряд ли.

Стало быть, это тот случай, когда говорится, что люди "не ведают, что творят". Это, кажется, из библии, звучит несколько высокопарно. Наш знаменитый премьер-министр, из народа, говорил проще.

цитаты великих. из интернета
цитаты великих. из интернета

И вот мы подошли к главному вопросу "а почему же так получилось?"

И ответ лежит на поверхности. Перетрудился батенька. Переутомился. Башка соображать перестала. Включилась защитная функция организма. Мозг отключился. Ну не может человек сутками работать без отдыха. А капитан Иванов работал. Цитата из книги от второго помощника капитана, сдавшему вахту старпому:

Местное время около трех часов ночи, разница с судовым составляла два часа. Перед тем как уйти, Сергей услышал слова Курбацкого, адресованные Иванову: «Михалыч, иди отдыхай, ты уже двенадцать часов на мостике, устал. Обстановка спокойная, мы со старпомом справимся». Но Иванов наотрез отказался уйти с мостика.

Лучше бы он пошёл поспать. И столкновения бы не случилось. Старпом сам легко разрулил бы ситуацию, да ещё под контролем дублёра капитана.

Мне приходилось работать с такими капитанами. Один очень любил спать на диванчике на мостике, когда я ещё работал вторым помощником. Правда, я его не беспокоил, когда расходился с судами. Как-то он пробудился на своём диванчике ото сна, изобразил строгий контроль за моей работой, пробурчал:

- Ну что там, есть суда?

- Да, - говорю, - одно справа в пяти кабельтовых, другое слева – в двух. Расходимся чисто.

- Ну давай, смотри там. - вроде дал команду. Я и выполняю - смотрю.

Капитан Иванов тоже любил контролировать второго, требовал, чтобы его вызывали на мостик при каждом встречном судне. А мог ли он, невыспавшийся, плодотворно работать днём? Это вряд ли. Так стоит ли себя изнурять бессмысленным контролем помощников, которые вообще-то тоже являются квалифицированными специалистами?

Помню ещё одного капитана, с которым мы вышли в полярку.

мой первый лесовоз. из интернета
мой первый лесовоз. из интернета

Кажется, это был и его и мой первый рейс в новой должности. Была такая практика. Трудно было кадровикам найти добровольцев на северный завоз. А так, вот тебе повышение, иди, прояви себя, потом и в заграницу сходите на обратном пути, с металлоломом из Провидения. Молодые офицеры с радостью соглашались. При появлении льдов молодой капитан практически поселился на мостике, уставившись в лобовой иллюминатор и самолично отдавая команды рулевому. При этом непрерывно курил, прикуривая новую сигарету от догоравшей. Наконец, на вторые сутки, он доверил мне, старпому, порулить самостоятельно. Но спускаясь с мостика, я заметил через открытую дверь, что он стоит перед иллюминатором с сигаретой в зубах. Продолжает наблюдение.

Через две недели его отправили в больницу. Сердечко не выдержало. Это, кстати, и о вреде курения. Но в первую очередь, о чрезмерной нагрузке, которую на себя принимают самые ответственные командиры.

Ещё одного капитана помню, к которому случайно попал на блатную Японскую линию, в связи с отравлением техническим спиртом штатного старпома.

Тот тоже только о работе думал круглые сутки. Правда, на мостике появлялся редко. Больше ходил по палубе и искал к чему придраться. Не помню, чтобы он когда-нибудь здоровался. Вместо этого начинал диалог просто:

- Что за бардак на палубе?!

Вот такое отсутствие нормального пожелания здоровья привело к тому, что у него по всему телу пошли красные пятна. Экзема. Нервничал сильно. Не берёг себя.

В противовес приведу пример другого капитана. Того, который пил не просыхая, от Суэцкого канала до Китая. Я уже про него писал. Тот был уже пенсионного возраста, а бодр, как огурчик. Даже многодневная пьянка не смогла подорвать его здоровья. Это образец здорового пофигизма, который я вынес в заголовок.

Читатели спросят, а сам автор – человек ответственный или пофигист? Да кто его знает... Это как посмотреть.

Помнится, к выполнению служебных обязанностей на судне я приступил очень рьяно. Старался содержать заведование в образцовом порядке. Переживал, если что упускал из вида. Даже жене жаловался, что не успевал что-то доделать, ну там жидкость поддерживающую в гирокомпасе во-время не сменил или корректуру мировой коллекции карт не доделал. Вот она и обратила внимание, что я чересчур много думаю о работе. Тогда я выработал для себя правило: сошёл с трапа судна – забудь о судовых проблемах. Думай о семейных. Так и проработал всю жизнь – лечу домой – отключаю тумблер «работа», включаю – «семья». Лечу на судно – переключаю тумблер в обратном порядке.

Ну а непосредственно на судне тоже пришлось вводить ограничения. Это уже когда стал старпомом. Почитайте устав службы на судах ММФ, было раньше такое министерство. Список обязанностей старпома вроде не слишком большой, но если каждую строчку выполнять добросовестно, то 24 часа в сутки не хватит.

Почитайте, кому интересно, кто не знал или знал, но забыл: (остальным можно пролистать - скукотища)

Старший помощник капитана

135. Старший помощник капитана непосред­ственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, ответственным за организацию службы и состояние дисциплины на судне.

В отсутствие капитана на судне старший по­мощник капитана замещает его. Старший по­мощник капитана должен быть постоянно го­товым заменить капитана и принять на себя командование судном.

136. Старший помощник капитана является начальником службы эксплуатации и руково­дит службой быта, медико-санитарной служ­бой, работой второго, третьего и четвертого по­мощников капитана, помощника капитана по пожарной части, помощника капитана по хо­зяйственной части.

137. Распоряжения старшего помощника ка­питана, касающиеся выполнения предусмот­ренных настоящим Уставом общих обязанно­стей экипажа, в частности, по распорядку дня, дисциплине на судне, по авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отхо­ду, по поддержанию судна в должном сани­тарном состоянии, соблюдению приказов и распоряжений капитана, формы одежды и ее опрятности, обязательны для всех членов эки­пажа.

138. Старший помощник капитана по согла­сованию со старшим механиком может выз­вать из состава единой технической службы необходимых ему лиц соответствующей спе­циальности и квалификации для подготовки судна к приходу или отходу, швартовных опе­раций, крепления груза или имущества, раз­мещенного на палубе.

В случае появления опасности для судна, находящихся на нем людей или груза старший

помощник капитана обязан немедленно выз­вать из состава единой технической службы необходимых лиц соответствующей специаль­ности. и квалификации, уведомив об этом стар­шего механика и капитана.

139. Старший помощник капитана руково­дит составлением карго-плана, обращая осо­бое внимание на специфику и свойства груза, с учетом обеспечения остойчивости и прочно­сти судна.

140. Старший помощник капитана отвечает за правильное техническое использование кор­пуса, палуб, надстроек, судовых помещений, люковых закрытий и горловин водяных отсе­ков, общесудовых систем, рангоута и такела­жа, рулевого, грузового, якорного, швартовно­го и буксирного устройств, спасательных средств, противопожарного, аварийно-спаса­тельного оборудования, имущества и инвента­ря, мерительных, воздушных и приемных труб, трапов, штормтрапов и кранцевой защиты. О замеченных неисправностях и принятых к их устранению мерах в случаях, не терпящих от­лагательств, он должен информировать стар­шего механика и докладывать капитану.

141. Старший помощник капитана обязан обеспечить:

(01) надлежащую организацию труда и отдыха членов экипажа в подчиненных ему службах, а также обеспечить учет их рабо­чего времени и использования ими дней отдыха;

(02) знание и соблюдение правил и ин­струкций по технике безопасности и пожаробезопасности, а также санитарных пра­вил подчиненными ему лицами;

(03) выполнение требований наставления по борьбе за живучесть судна, организа­цию и контроль за подготовкой аварийных партии, непосредственное руководство дей­ствиями экипажа по борьбе за живучесть:

(04) составление расписаний по трево­гам на весь экипаж, а при стоянках в пор­тах — на сокращенный состав;

(05) постоянную готовность коллектив­ных спасательных средств к немедленному использованию, укомплектованность их снабжением и провизией согласно сущест­вующим нормам;

(06) наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов;

(07) контроль за укомплектованностью аварийно-спасательным имуществом по корпусной части;

(08) подготовку ведомостей дефектов но своему заведованию;

(09) учет наличия воды в балластных танках и цистернах;

(10) размещение членов экипажа и лиц, временно прибывших па судно, по жилым помещениям

(11) при отсутствии на судне врача прохождение членами экипажа в установ­ленные сроки медицинских осмотров и при­вивок, оказание в необходимых случаях ме­дицинской помощи, надлежащее содержа­ние судовой аптечки, а также прохождение судном дератизации н дезинсекции;

(12) ведение книги судовых приказов,

подготовку и объявление приказов экипа­жу и контроль за их выполнением;

(13) при отсутствии в штате помощника капитана по пассажирской части безо­пасную посадку и высадку пассажиров;

(14) планирование проведения техниче­ской учебы;

(15) хранение судовой печати.

142. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капита­на по хозяйственной части, старший помощ­ник капитана обеспечивает своевременное снабжение судна продуктами столового до­вольствия и питьевой водой, их правильное хранение, расходование и учет; совместно с судовым врачом утверждает меню питания экипажа.

143. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капита­на по пассажирской части, старший помощник капитана обеспечивает надлежащую организа­цию размещения и обслуживания пассажиров.

144. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность помощника капи­тана по пожарной части, старший помощник капитана выполняет его обязанности согласии настоящему Уставу.

145. Перед началом грузовых операции и во время их старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку грузовых устройств к работе, палуб, трюмов и дру­гих грузовых помещений — к приему гру­за; проверить их готовность совместно со вторым помощником капитана, вторым ме­хаником, электромехаником (электриком)и помощником капитана по пожарной час­ти; результаты проверки зафиксировать в судовом журнале;

(02) лично руководить подготовкой суд­на к перевозке опасных и навалочных гру­зов и обеспечить выполнение правил их пе­ревозки;

(03) лично руководить погрузкой, креп­лением и выгрузкой тяжеловесных и длин­номерных грузов, размещением и крепле­нием палубного груза. На специализиро­ванных судах (типа «ро-ро», контейнеровозах, лихтеровозах), где по условиям специ­фики погрузки на старшего помощника ка­питана может быть возложено руководство погрузочно-разгрузочными работами, часть его обязанностей должна быть перераспре­делена между ним и вторым помощником приказом капитана.

146. Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:

(01) обеспечить подготовку судна к пла­ванию, приняв меры к надежному крепле­нию судовых палубных устройств, грузов, оборудования и другого имущества и пред­метов, размещенных на палубах;

(02) произвести обход судна и убедить­ся в надежности закрытий трюмов, иллю­минаторов, дверей, тамбучин, хозяйствен­ных помещений, люков, капов и других от­верстий на палубе и в бортах, проверить готовность рулевого, швартовного и якор­ного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварий­ной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями.

После проверки готовности судна к выходу в море, получения докладов от лиц командного состава о готовности судна по их заведованиям, проверки наличия на борту всего экипажа, а также удаления с судна всех посторонних лиц старший помощник капитана за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим механиком докладывает капитану о готовности судна к выходу в море.

147. Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечи­вать надлежащее крепление палубных уст­ройств и грузов; организовывать и вести наб­людение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к ее обеспече­нию; руководить подготовкой судна к штормо­вому плаванию и борьбе с обледенением.

148. При оставлении судна экипажем стар­ший помощник капитана организует проверку ­помещений судна с тем, чтобы удостовериться. что на судне не остались люди.

149. Старший помощник капитана несет хо­довую вахту с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. На судах, где более трех судоводителей-по­мощников капитана, старший помощник капи­тана стояночных вахт не несет и несет только одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов. В этом случае он осуществляет контроль за не­сением ходовой вахты четвертым помощником капитана с 16 до 20 часов. В сложных услови­ях плавания старший помощник капитана не­сет обе ходовые в яхты.

150. При входе в порт и выходе из него и осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на хо­довом мостике или в ином месте по указанию капитана.

151. При отсутствии капитана на борту суд­на старший помощник капитана производит перешвартовку судна совместно с лоцманом или самостоятельно.

Тут впору задуматься, всё ли и в каком объёме следует выполнять? Как говорится,

неопровержимая мудрость. из интернета
неопровержимая мудрость. из интернета

А дополнительно старпом вел секретный журнал военно-морской подготовки. А по плану-календарю требовалось чуть ли не каждый день проводить какие-нибудь учения или занятия. А когда работать, спрашивается? Вот и приходилось писать в журнал липу о выполнении учений. Так вот и вырабатывался пофигизм.

В общем, я старался насколько можно добросовестно выполнять свои служебные обязанности, но без фанатизма, не во вред своему здоровью. Иногда нужно было притормозить и сказать себе «Хватит, пора отдохнуть!» Это уже когда голова плохо соображала. При этом, как ни странно, уснуть тоже сразу не удавалось. В голове продолжали крутиться мысли о работе. Тогда приходилось прибегать к народному средству – либо рюмашку накатить, либо банку (а лучше бутылку) пивка. Таблетками я не злоупотреблял.

Это по переработкам. Но дополнительную нагрузку на сердце создавали стрессовые ситуации, каких тоже было немало. Тут я просто спрашивал себя: «Судно цело? Никто не погиб? Ну и ладно. А неполадки исправим, бумажки напишем, жизнь продолжается».

Но видимо, всё-таки недостаточно удавалось расслабиться. Думаю, что стресс на судах последние годы повышался, несмотря на технический прогресс. Я это отношу на счёт вала бюрократизма, о чем писал уже не раз. В результате получил инфаркт, собираясь на очередной контракт.

Тут стоит брать пример с нашего национального лидера. Сколько лет на самом ответственном посту. А ему всё нипочём. Пышет здоровьем и оптимизмом. Умет держать себя в руках. Первый удар он получил в первый год своего президентства, когда погибла подводная лодка «Курск». Как он отреагировал?

Мужественно, с присущим ему чувством юмора прокомментировал:

из интернета
из интернета

Вот тогда я посмотрел на него с восхищением – «наш парень». С таким никакие стрессы не страшны. Берите с него пример – и берегите здоровье.

Спасибо за прочтение и комментарии.