Найти в Дзене

Преступные деяния зеленого змия на флоте и история борьбы с ним. Досье автора.

Attention! Внимание! Предупреждение:

Бравым мореходам под флагом «Всё пропьём, но флот не опозорим!» читать не рекомендуется.

Я их взглядов не разделяю, хотя и не претендую на истину в последней инстанции. Как и во всем, я придерживаюсь золотой середины, не отношусь ни к убежденным трезвенникам ни к отпетым пьяницам. Всё и всегда хорошо в меру.

Умеренное употребление пива, с шашлычком, полезно для здоровья. фото из архива автора
Умеренное употребление пива, с шашлычком, полезно для здоровья. фото из архива автора

Постараюсь быть объективным в рассмотрении темы, основываясь на личном опыте.

То есть приведу лишь те примеры, которым я сам был свидетелем. Конечно, все случаи злоупотребления спиртным в одну статью не вместятся, отберу самые характерные, наиболее запомнившиеся.

В курсантские времена мы иногда посещали пивбары или отмечали какие-то праздники с алкоголем, но ограниченные финансовые ресурсы, и надеюсь, чувство собственного достоинства, не позволяли нам выходить за грань дозволенного. На моей памяти в результате распития спиртных напитков никто не пострадал, если не считать, что однажды я подпалил брови, когда мы пили горящий кубинский ром. Хотя могу привести еще один тяжелый случай непредвиденных последствий употребления спиртного.

Как я уже упоминал, мы с Сергеем Я. снимали квартиру в Весёлом поселке, и у нас иногда собирались однокурсники немного выпить по какому-то поводу. Однажды нам не хватило и мы откомандировали Алексея И. в ближайший гастроном за добавкой. Лёша вернулся с несколькими «огнетушителями» какого-то пойла, но в перемазанных грязью брюках. Оказывается, переходя по шатким мостикам большую лужу, Лёша не удержал равновесие и упал. Но бутылки не выронил и доставил в целости и сохранности. Восхищенная его героизмом, дочка нашей квартирной хозяйки, Нина, взялась постирать Лёшины брюки, а самого его оставила ночевать на своей территории. Следуя кодексу курсантской чести, вскоре Лёша на ней женился, а мы с Сергеем остались без жилья. Тоже змий нагадил.

Вроде были на потоке еще какие-то отчисления за попадание курсантов в вытрезвитель, но это не точно.

После окончания училища я женился и отправился работать в ДВМП, где уже началась взрослая жизнь. Там встречались и разборки с мордобоем по пьянке, даже с резнёй. Самых буйных списывали на берег, и они благополучно переходили работать на другие суда, так как безработицы у нас не было.

На судах, в основном, сильно не пили, но выпивали частенько. Грузовому помощнику надо было выпить со стивидорами, чтобы наладить отношения, старпому нередко приходилось выпивать с проверяющими его пожарными инспекторами, реже – с санитарными властями, чтобы результаты проверки не задерживали отход судна в рейс. Более серьезные проверяющие частенько тоже не отказывались выпить задарма и закусить шедеврами кулинарного искусства судового повара. Как-то инспектора Регистра СССР приходилось выносить с судна в горизонтальном положении, конечно, после подписания документов о годности судна к плаванию.

В общем, алкогольная жизнь протекала на судне мирно, не вызывая особых проблем, с моей точки зрения, плавно переплетаясь с производственной деятельностью. Лично я не испытывал никаких трудностей, связанных с употреблением алкоголя.

Но один мой однокурсник удивил меня, когда всерьёз похвалил введенный Михаил Сергеичем сухой закон в 1985 году. Это единственный случай на моей памяти, когда кто-то положительно отозвался о деятельности Горбачева. Дословно Серега М. сказал: «Если бы не сухой закон на флоте, я бы спился.» Я введение сухого закона запомнил только по двум событиям.

Перед поляркой мы приняли на борт довольно большой запас провизии, а также спиртного, на представительские цели на случай захода в Японию после окончания полярной навигации. Спиртное вообще-то не разрешалось выдавать экипажу, но сильно страждущие офицеры выпросили у меня с обещанием скорого возврата около ящика водки и столько же коньяка. И вдруг – указ о полном запрете употребления спиртного. По пароходству вышел приказ сдать все запасы спиртного с судов на берег. А спиртное-то уже было выпито. Пришлось артельщику ходить по списку собирать наличные с потребителей горячительных напитков, закупать недостающие бутылки в магазине и потом сдавать на базу. Но до отхода управились.

После Владивостока надо было принять пресную воду в бухте Успения. На эстакаду, где находился гидрант с водой, суда заходили кормой с отдачей якоря. И вот мы крадёмся задним ходом к эстакаде, капитан командует «Отдать правый (Может быть, левый) якорь!» - и... вместо грохота якорь-цепи - ничего не происходит. Чтоб не навалить на эстакаду, заходим на второй круг. Для контроля боцмана капитан послал на бак меня. А там... боцман мирно спит, под влиянием коварного зеленого змия. Якорь мы отдали, воды набрали, поехали дальше. А согласно строгого приказа пароходства, за употребление спиртного на судне были установлены штрафы (кажется, по 40 рублей за прогул). Не следующий день боцман опять не вышел на работу, а потом и ещё. Три штрафа привели к тому, что за месяц у него в платежке значилась сумма с двумя нулями. Но без дополнительных цифер. То есть он ничего не получил. А значит, семья осталась на месяц без денег. Видимо, жена провела с ним работу, или совесть проснулась, но до конца полярки боцман спиртного не употреблял и работал ударно и сверхурочно, где только можно было. А работали мы на самовыгрузке угля за полярным кругом. Процесс требует отдельного рассказа, поэтому отвлекаться от темы не буду.

Постепенно моряки адаптировались к новым реалиям сухого закона, научились покупать и проносить спиртное на судно обходными путями, и жизнь вошла в привычную колею.

И зеленый змий начал находить среди плавсостава новые жертвы. Однажды меня срочно вызвали в отдел кадров прямо посреди отпуска. Телефонов тогда было не слишком много, не говоря уже о мобильниках, как теперь, по два у каждого. Из отдела кадра был прислан гонец с предписанием срочно прибыть с вещами для посадки на судно. Как всегда, оставались не доделаны какие-то домашние дела, жена цеплялась за рукав, приводя аргументы, почему я не могу отбыть на судно, но я привык к морской дисциплине, прибыл в отдел кадров и в тот же день вылетел на Сахалин, на судно, которое стояло на якоре в Корсакове.

тот самый пароход посла возвращения из рейса. фото из архива автора.
тот самый пароход посла возвращения из рейса. фото из архива автора.

А причиной такой срочности было чрезвычайное происшествие, связанное с происками зеленого змия. Судно недавно вышло из ремонта в Японии, где среди прочего снабжения было закуплено какое-то техническое средство, на бутылке с котором красовался череп с костями и предупреждением «опасно, яд» - на английском, а может, японском языке, бутылку я не видел.

такая же наклейка была на бутылке, только не на русском языке.
такая же наклейка была на бутылке, только не на русском языке.

Со слов второго помощника, накануне механическая служба обмывала окончание ремонта и выход в рейс на Канаду. Привычные коньяк и водка были отвергнуты доблестными механиками в пользу заморского зелья, бросившего вызов нашим офицерам. Капнув из бутылки с надписью «Яд» на картофелину, по реакции крахмала был сделан вывод, что пить можно. На дегустацию были приглашены и старпом с буфетчицей для создания праздничной атмосферы и организации закуски.

А ночью стармех и второй механик почувствовали неприятные симптомы, была разбужена докторша, пытавшаяся бороться с признаками инфаркта, но вскоре констатировавшая смерть 2-х пациентов. О чем была сделана запись в судовом журнале.

В четыре часа утра второй помощник с трудом добудился старпома, а когда тот с опозданием прибыл на мостик, хотел поделиться с ним новостями о ночном происшествии: «Знаешь, что у нас на судне произошло?» - «Что?» - «Почитай судовой журнал». Старпом подошел к журналу, лежавшему под лампой на штурманском столе, постоял, пощурился и сказал: «Знаешь, я букв не вижу.» Выпил-то он немного, отделался потерей зрения. Буфетчица, наверное, вообще не пила. Ей только влепили выговор за участие в пьянке и списали с судна, впрочем, вместе с капитаном, допустившим такое безобразие на судне.

И подобные случаи с употребление метилового спирта, приводившее к потере зрения, неоднократно повторялись на разных судах пароходства, пока я не покинул его с переходом на просторы мирового флота в 1995 году.

Здесь уже царила демократия. Чтобы у моряков не было соблазна пить всякую гадость, им разрешалось брать из судовых запасов алкоголь и прочие напитки и закуски. Тем не менее зеленый змий не дремал и здесь.

Одно из судов компании, где я работал, выходило из Волвис Бея, Намибия, и столкнулось с дноуглубительным снарядом. Оно получило пробоину и начало погружаться в воду. Лоцман, Андрей Ч., мой однокурсник по ЛВИМУ, был срочно доставлен на судно, чтобы привести его обратно в порт, пока оно не затонуло. Судно успело пришвартоваться на удаленном причале и благополучно легло на грунт, частично возвышась над водой. Причина столкновения: капитан поляк был пьян.

ФОТО полузатонувшего судна -отсутствует (ищу в своем архиве)

После этого компания прислала на все суда алкотесты и инструкцию, чтобы перед выходом в рейс капитан и стармех тестировали друг друга и результаты записывали в судовой журнал. Вахтенные помощники должны были тестировать своих сменщиков, также с записью в журнале. Какое-то время такие меры выполнялись, но вскоре постоянное тестирование всем надоело, остались только записи в журнале.

показание алкотестера значительно выше нуля. тестируемый поехал домой, не дождавшись окончания контракта. фото из архива автора
показание алкотестера значительно выше нуля. тестируемый поехал домой, не дождавшись окончания контракта. фото из архива автора

Тестирование капитана, стармеха и вахтенных было призвано обеспечить безаварийное плавание, но пьянство на работе тоже могло обернуться тяжелыми последствиями. Пьяный моряк не думает о том, что может получить травму, а частенько он просто ищет тихий уголок, чтобы выспаться, забыв о работе. Однажды мы всем экипажем часа два искали сварщика, работавшего в ахтепике и не пришедшего на обед. Лазили в танк, вдруг он там задохнулся, обшарили всё судно, играли и общесудовой сбор, безрезультатно. Пока не вскрыли вездеходом его каюту и не обнаружили его безмятежно спящим в своей каютке да еще и в наушниках. Невыход на работу по причине пьянства тоже создает проблему для всего экипажа, ведь лишних людей сейчас на судне нет, а срочная работа может понадобиться в любой момент. Поэтому в своем экипаже я довольно активно боролся с пьянством.

Наличие алкотестера на судне упростило задачу выявления пьяных. Раньше появление на работе нетрезвых членов экипажа оформлялось актами, перечислявшими признаки опьянения: нечеткую речь, нарушение координации движений и прочую субъективную ерунду. Сейчас было достаточно сделать тест при свидетелях, фотографию дисплея с показателями промиллей – и факт употребления спиртного доказан. Отказ от освидетельствования равнозначен признанию факта употребления спиртного.

Списывал с судна алкоголиков я нечасто, примерно раз в два года. Обязательно первый раз ограничивался предупреждением. Но по опыту знал, что человека это не останавливает. Или он воспринимает это как мягкотелость и думает, что может и дальше позволять себе напиваться или просто не в состоянии остановиться. Со второго раза крепкой дружбы с зеленым змием такой человек летел домой.

одна из жертв зеленого змия. пал на боевом посту. улетел домой, не отработав и месяца. фото из архива автора
одна из жертв зеленого змия. пал на боевом посту. улетел домой, не отработав и месяца. фото из архива автора

Национальность для меня значения не имела. Списывал и русских, и украинцев, и поляков. Кстати, именно поляки, по моим наблюдениям, пили больше всех. Так что напрасно русских обвиняют в чрезмерном пьянстве, да они и сами частенько пытаются доказать свое первенство в таком сомнительном достижении. Поляки легко могут дать фору русским.

Одного поляка – сварщика списывал два или три раза. Потом снова встречал его на другом судне компании, где кадрами заведовали его землячки.

работа в танке. пьяным там делать нечего. фото из архива автора
работа в танке. пьяным там делать нечего. фото из архива автора

В общем он хороший парень, работящий, весёлый, компанейский. Правда, иногда второпях допускал брак. Как-то после его ремонта принимали балласт в бортовые танки, так вода потекла в трюм с грузом.

А однажды он чуть не спалил судно. Второй помощник на ночной вахте почувствовал запах дыма из вентиляции, послал матроса искать причину, и обнаружили дым из каюты сварного, который пьяный спал с сигаретой в руках на тлеющем матрасе. Еще немного - и мы получили бы полноценный пожар.

Также списал однажды поляка стармеха. После моего рапорта, заботливые кадровички, его землячки, позвонили мне на спутник, чтобы разжалобить, мол, у него два года назад погибла жена в автокатастрофе. Я выразил соболезнование, но возразил, что это не повод для пьянки, которая может привести к гибели всего экипажа. Хочешь поминать жену – поминай дома.

Сам я, кстати, тоже более-менее крепко выпивал только на берегу. На судне могу принять рюмку – другую по поводу праздника или передачи дел. Бутылка у меня всегда имеется в холодильнике, но чаще всего одна на весь контракт. Иногда могу принять рюмку в лечебных целях, например, чтобы уснуть после бессонной ночи, связанной с круглосуточной работой, или чтоб согреться, промокнув насквозь при швартовке под дождем. Ну и ежемесячный отдых всем экипажем, тоже ограничивая себя парой бутылочек пива. В общем, моряк, и в первую очередь капитан на судне должен всегда оставаться дееспособным. Хотя встречал несколько случаев, когда капитан подавал далеко не лучший пример своему экипажу. Помню, в годы перестройки наш капитан ушел в запой сразу после прохождения Суэцкого канала и до прихода в Китай. Пил вместе со стармехом и общался только с буфетчицей, которая приносила им закуску. Самое удивительное, что он был Героем социалистического труда. Видно, так он меня воспитывал, приучал к самостоятельному управлению судном.

И последние новости о борьбе со злодеем на флоте. Несколько лет назад наша компания запретила вообще иметь крепкие алкогольные напитки на судне. Насколько я знаю, такие же меры приняли во многих судоходных компаниях. Толерантность – зеро. Осталось только пиво. Конечно, при желании бутылку всегда можно найти, но в целом, возможности регулярно напиваться на флоте резко сузились. А учитывая, что последние годы я работал преимущественно с бирманцами, которые очень дисциплинированы, да и рьяно верующие буддисты, проблем со спиртным вообще не наблюдалось.

Возможно, многим российским морякам придется не по душе моё торжество по поводу победы над зеленым змием. Но я высказываю свою точку зрения, а вашу я с удовольствием почитаю в комментариях.

Спасибо за прочтение такой нудной нравоучительной статьи и комментарии к ней.