В документальной части предыдущей публикации этого цикла я старался обратить внимание уважаемых читателей на мужество командира лидера эсминцев "Баку", которое ему пришлось проявить во время перехода корабля Северным морским путем из Тихого в Северный Ледовитый океан в 1942 году. Речь в основном касалась мужества при принятии решений о проведении сложных (в некотором смысле, даже уникальных) ремонтных работ, которые выполнялись "на плаву".
Меня заинтересовало, на чей же опыт, профессональные навыки и подобное мужество, но, очевидно, несколько другого рода, опирался при принятии своих решений капитан 3-го ранга Беляев. Представляется, что после некоторых поисков мне удалось найти этого человека.
Вот наградной лист на инструктора тяжело-водолазного дела штаба ЭОН-18 мичмана Борисевича Игнатия Кузьмича. Он родился в 1908 году, служил в РККА с 1930 года. Указанное социальное положение мичмана Борисевича вызывает некоторую улыбку - "рабочий из крестьян".
Работа, которую проделал мичман Борисевич на кораблях, идущих из Владивостока к Полярному, оценена в тексте представления как "исключительно героическая". Он снимал "ледовые винты" и ставил "штатные бронзовые" в подводном положении.
При замене винтов на эсминце "Разъяренный" он работал по 10-12 часов ежесуточно БЕЗ ПОДЪЁМА НАВЕРХ.
При движении во льдах он часто спускался под воду для осмотра винтов, руля и корпуса. На острове Диксон он заменил винты на лидере "Баку" в подводном положении. Вода имела при этом плохую видимость и скорость течения была до 2-х узлов. Винт был заменен на 2 дня раньше намеченного срока.
Мичман заболел во время срочных работ и продолжал несколько раз опускаться под воду с температурой около 39 градусов, из носа и рта у него шла кровь.
Представляете, уважаемые читатели, что значит в таком состоянии опускаться в ледяную воду? Сейчас обычно с такой температурой больным врачи прописывают строгий постельный режим...
Представление подготовлено на орден Ленина. Также как и капитан 3-го ранга Беляев мичман Борисевич в итоге был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Если внимательно перечитать довольно подробный и сравнительно конкретный перечень оснований (боевых заслуг) из статута этого ордена, то найти "в лоб", какое из 8-ми боевых отличий, указанных в статкте и относящихся к военно-морской тематике, подходит под проявленную мичманом Борисевичем "форму" мужества, не удастся. Но в данном случае, мне представляется, это не самым существенным "несоответствием" при принятии решения о награждении.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Теперь публикации "про Степку" выходят дважды в неделю, по понедельникам и пятницам.
Степка показал Виктору пальцем на лицо мальчика:
- Видишь? Он недавно плакал!..
Капитан кивнул, опустился на колени, подполз к мальчику и, слегка дернув его за ноги, подхватил, чтобы тот, падая, сильно не ударился. Через секунду прозвучало несколько выстрелов. В камень, прикрывающий вход в пещеру, ударило пара пуль. Сразу после этого голос, усиленный рупором, что-то несколько раз повторил на турецком языке. По тональности это были какие-то призывы, перемешанные с угрозами.
Виктор вопросительно посмотрел на Пауля:
- Кто это и чего они хотят?
- Это турецкая полиция. Хотят, чтобы вы сдались. В противном случае угрожают бросить дымовую шашку. На раздумье дают пять минут...
- Ясно. Расспроси Казбека о том, кто они, как и где они его схватили... Только не ври! Надеюсь, ты понимаешь, что это совсем не в твоих интересах. Если мы и будем сдаваться, то ты уже за этим процессом будешь наблюдать из преисподней...
- Мне в руки турецкой полиции попадать, как у вас говорят, не с руки... Месяц назад, уходя от англичан с предыдущей явки, мне пришлось застрелить турецукую семью...
- Ну, это и сейчас мог придумать..
Пауль пожал плечами и стал что-то спрашивать всё ещё шмыгающего носом мальчика. Через минуту он доложил о результатах разговора:
- Его схватили на улице, когда он возвращался уже второй раз обратно от контрабандистов. Первый раз он бегал туда по заданию отца, а второй раз - сего разрешения... Привели его домой, отца стльно избили, а его привезли сюда. У них легковая машина и грузовик... С отцом в доме остался один человек в штатском и один солдат с ружьем. Где находится пещера, они уже знали. Всего их десять человек, четверо одеты в гражданскую одежду и вооружены пистолетами. Шестеро полицейских в форме с винтовками. У старшего полицейского ещё пистолет в большой кобуре...
- Спроси, есть ли второй выход из пещеры.
Абверовец снова обатился к мальчику. Тот покивал головой и показал рукой в левое ответвление пещеры. Пауль сопроводил этот жест словами:
- Там есть узкий лаз, но взрослый в него не пролезет... Они с мальчишками его обнаружили, когда тут играли прошлым летом.
- Степан, сходи с мальчиком, проверь!
Снаружи опять раздался голос, усиленный рупором. Голос снова что-то требовал и угрожал. Лаз оказался примерно двадцать на тридцать сантиметров. Из него была видна не очень широкая "диарама", но с этой стороны пещеры, по крайней мере, было тихо и спойно. Степка вернулся и подтвердил информацию о лазе. Виктор через Пауля задал очередной вопрос Казбеку и получил на него развёрнутый ответ. Выяснилось, что мальчик второй раз бегал сегодня к контрабандистам с разрешения отца, потому что один из помощников "дяди Беркера" (так звали главаря местных контрабандистов) попросил его купить и принести ему табака для кальяна и бутылку ракы. Сдачу мальчик мог оставить себе...
Виктор повернулся к Степке:
- Похоже, что "утечка" случилась у контрабандистов, а не на нашей явке... Будем выбирать из двух зол то, которое сейчас кажется меньшим.
Последовало новое указание абверовцу:
- Пауль, объясни мальчику, чтобы он, выбравщись отсюда, обязательно переговорил с этим Беркером один на один без присутствия того его помощника... По словам хозяина явки, главарь кортрабандистов человек умный и осторожный. Пусть расскажет о поручении купить табак и водку и о том, как его схватили и что было дальше. Пусть таже передаст Беркеру, что если мы через час его здесь с помощью нам не дождемся, то тогда ему придется уже штурмовать полицейский участок. Скажи, что сейчас на часах семь-тридцать. Казбек после встречи с Беркером домой не идёт, а спрячется где-то до ночи.
В пещеру залетела дымовая шашка, которая упала примерно в метре от входа. Виктор продолжал руководить обороной:
- Степан, помоги мальчишке выбраться...
Капитан стал разворачивать готовить к стрельбе свою "марусю". Посмотрев внимательно на разгорающуюся шашку он пробормотал:
- Немецкий подарочек, называется... Не помню точно, но что-то типа "туманные свечи"... Интересно, много этих "свечей" у них есть?
Пауль из своего угла подтвердил:
- Да, это небелькерцен. Руки развяжите, а то я от дыма задохнусь...
- Задохнешься или нет, будем посмотреть.
За спиной у Степки, направляющемуся опять к пещерной "форточке", пару раз лязгнул винтовочный затвор. Казбек вполне справился с покиданием пещеры без посторонней помощи. Вернувшись обратно Степка обнаружил, что шашка после выстрелов из винтовки оказалась сдвинута на примерно полметра обратно к входу в пещеру. Большая часть дыма теперь уходила обратно на улицу. Помощник торгового атташе сразу получил следующее указание:
- Тащи этого кадра к лазу с "форточкой". Сквозняк должен замедлить распространение дыма в том месте... Кхе-кхе!
Степка выполнил указание и снова вернулся к капитану. На протянутые ему абверовцем у "форточки" связанные руки с просьбой "развяжи" он отрицательно помотал головой.
От входа вглубь печеры влетела вторая шашка. Она прокатилась ещё пару метров и замерла у стены. Стянув с головы купку лейтенант "исэ" бросился вперёд, схватил шипящую шашку рукой, защищенной такой импровизированной прокладкой и выбросил опасный предмет из пещеры. Кепка улетела вместе с шашкой. А правую ладонь у Степки сильно запекло. Он вспомнил, что в детстве, будучи ещё шестилетним, понаблюдав несколько минут за работой сварщика на соседней от их дома улице, попросил разрешения взять обрезки арматуры. Дяденька усмехнулся тогда ему в ответ "ну, возьми". Боль в ладошке от сильного ожога "обожгла" тогда маленького Степку сначала нестерпимым "ледяным" холодом. Потом уже стало просто больно и очень горячо. Буквально через несколько секунд ладонь покрылась волдырями. Обрезки арматуры продолжали уже остывать в пыли под ногами у сварщика, а маленький Степка побежал к дому, подняв обожженную. руку к лицу. Мама потом долго перевязывала ладошку чистыми тряпицами, смазывала жиром и сметаной... Так Степка встретился впервые с человеческим качеством, которое позже стал называть плохим словом...
Сейчас ладоннь можно было прижать к холодным камням под сводом пещеры и даже к узенькой "ленточке" воды, стекающей по стенке откуда-то сверху. Опять раздались звуки рупора. Пауль, напрягая голос, перевел:
- Через полчаса они начнут бросать гранаты.
Виктор хмыкнул:
- Значит, у них этих гранат сейчас с собой нет... Плохо подготовились. Ждём, готовимся.
В подтверждение этого вывода снаружи заработал автомобильный двигатель, звук которого вскоре стих. В пещере уже заметно потемнело. Острая боль во вспухшей ладони постепенно перешла в ноющую. Несколько камней внутри пещеры им вдвоём с Виктором удалось сдвинуть с места и соорудить из них подобие баррикады высотой около полуметра. Звук приближающегося автомобиля ознаменовал начала следующего "акта пьесы".
Снова был "озвучен" непонятный призыв, усиленный рупором. Виктор со Степкой слушали его уже лежа за каменной баррикадой в конце правого ответвления пещеры. Первая граната разорвалась между камнем, прикрывающим вход и самим лазом в пещеру. Два осколка лязгнули по камням баррикады, остальные зачиркали по стенам пещеры. Кисло запахло взрывчаткой. Взрывная волна не очень сильно, но неприятно даванула на уши.
Вторая граната разорвалась рядом с выгоревшей первой дымовой шашкой. У Степки от взрыва заложило уши, но он всё-таки услышал, что ему кричит Виктор:
- Так мы долго здесь не продержимся! Рано или поздно осколки нас достанут... Надо выходить... Пауля в левом "отсеке" осколки скоро не достанут, он заворачивается более круто относительно входа...
Степка снял с предохранителя свой "вальтер", снял пальто и услышал уже команду:
- Ты первый идёшь, сразу резко влево уходишь от камня и выпаливаешь всю обойму, не целясь. Я попробую их потревожить тихо "марусей" справа из-за камня.
Степка кивнул и двинулся к выходу из пещеры, держа пистолет в левой руке. Прямо перед ним в пыль упала и закрутилась очередная граната яйцеобразной формы с насечками на металлическом корпусе. Не задумываясь лейтенант интендантской службы схватил "лимонку" и выбросил её из пещеры. Ещё до очередного взрыва он успел вплотную метнуться к "входному" камню. Снаружи почти уже совсем стемнело. Взрыв третьей гранаты явился большой неожиданностью для противника. Слушая многоголосье испуганных и удивленных криков помощник торгового атташе шмыгнул в левую щель между камнем и пещерной скалой.
Сделав ещё пару шагов он залег и открыл огонь по стоящему невдалеке легковому автомобилю. Два выстрела до "холостого"щелчка затвора он сделал по мелькающим впереди теням. Перекатившись после этого на пару метров ещё левее он, превозмагая боль в обожженной ладони, сумел вставить новую обойму в пистолет.
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.