Найти в Дзене
Антон Наумкин

Уязвимые, но незаменимые

В марте 2024 года издательство PRINCIPIUM выпустило очередную интересную книгу - "Уязвимые, но не заменимые. Британские эскортные авианосцы во Второй мировой войне".

Обложка книги
Обложка книги

Корабли этого класса сыграли важную роль в Британском флоте в годы Второй мировой войны. Именно они стали одним из факторов победы в "Битве за Атлантику", способствовав успешной борьбе с немецкими подводными лодками, разведчиками и бомбардировщиками люфтваффе. С учетом того, что о британских эскортных авианосцах на русском языке почти ничего нет (за исключением выпуска Морской коллекции 2023/6 Эскортные авианосцы типа "Найрана") книга действительно должна быть интересна любителям истории флота и боевых действий на море.

Произведение представляет собой компиляцию зарубежных источников (переводчик и, очевидно автор-составитель, А.Больных). Доступным ("читабельным") языком раскрывается причины и история возникновения этого класса кораблей, ход их строительства и конструктивные особенности, основные боевые эпизоды.

Объем книги - 336 страниц, размер 140 на 210 мм. Состоит из предисловия, 24-х глав, библиографии и приложения с тактико-техническими характеристиками и схемами кораблей.

Фотография оглавления
Фотография оглавления
Книга проиллюстрирована более чем сотней фотографий и 11 схемами кораблей.
Книга проиллюстрирована более чем сотней фотографий и 11 схемами кораблей.
В приложении схемы эскортных авианосцев, характеристики и таблицы с кратчайшим описанием мест постройки и сроков ввода в строй кораблей.
В приложении схемы эскортных авианосцев, характеристики и таблицы с кратчайшим описанием мест постройки и сроков ввода в строй кораблей.

Мастерские вставки с воспоминаниями личного состава и описаниями быта, с хорошей приправой легкого юмора и иронии, позволяют "погрузиться" в особенности службы.

Вот например ироничное описание пребывания в апреле 1942 года авианосца "Арчер" по Фритауне (столица современной Сьерра-Леоне):

В клубе не было льда, только теплый виски и апельсиновый сок с мякотью в бутылках. ... Имелся чай без сахара, бананы и орехи. ... В морском клубе рядом с причалом приходилось ждать полчаса, чтобы получить выпивку с крошечным кусочком льда. Тащить на себе "бремя белого человека" оказалось слишком тяжело, поэтому, вернувшись на корабль, люди упивались в доску ромом.
Авианосец "Арчер" (фотография февраля 1943 года)
Авианосец "Арчер" (фотография февраля 1943 года)

После прочтения этого отрывка может показаться, что "их война" это "апельсиновый сок с мякотью". Однако это совсем не так. Работа на авианосцах была опасным делом и не только в ходе боев. Очень впечатлило описание последствий шторма в мае 1943 года в Бискайском заливе на авианосце "Хантер":

... "Сифайр" оборвал крепежи и наполовину соскользнул в шахту самолетоподъемника. ... Затем корабль снова накренился, и "Сифайр" вместе с повисшими на нем дурачками, поехал по палубе, волоча нас на консолях крыльев, словно нас там и не было. При этом острые законцовки крыльев вспороли пару других самолетов. Очень быстро десяток "Сифайров" освободился от найтовов, и глупые механики разбежались кто куда. ... вскоре все самолеты освободились и с грохотом катались по ангару, сея разрушение. ... Затем у одного из "Сифайров" подломилось шасси, и он раздавил подвесной бак. ... В результате мы получили освободившиеся самолеты и пожар в ангаре. ... Торпеды катались по ангарной палубе в компании со стойкой для глубинных бомб, которую вырвало из креплений. Пушки в ящиках пробивали борта корабля, оставляя аккуратные круглые отверстия в полудюймовых листах обшивки. ...вспоминал ужасную картину: по ангарной палубе за старшим механиком эскадрильи гонялся "Мартлет", и мне показалось, что оба провалились в шахту подъемника. ... К утру ангар представлял собой просто массу обломков, а все самолеты были разбиты вдребезги. ... Мы оставили конвой и вернулись в Ливерпуль.
Истребитель "Сифайр" после неудачной посадки на авианосец "Хантер". Это явно не тот, который разбился в результате шторма в 1943 году, но сложность работы летчиков эскортных авианосцев иллюстрирует.
Истребитель "Сифайр" после неудачной посадки на авианосец "Хантер". Это явно не тот, который разбился в результате шторма в 1943 году, но сложность работы летчиков эскортных авианосцев иллюстрирует.

Четкое пояснение преимуществ и недостатков конструкция авианосцев английской и американской постройки. С одной стороны (для американских кораблей): "популярный фонтанчик с содовой", "койки вместо традиционных гамаков", "ангарная палуба ... значительно светлее и лучше проветривалась по сравнению с ... ангарными палубами английских авианосцев". С другой стороны: "американская система безопасности ... по нашим стандартам практически не существовало" (в общем, мне "американцы" понравились больше).

И да, "военный умизм" есть везде:

На кораблях (американской постройки) имелась ... современная прачечная, которая могла обслужить всю команду. Эти прачечные экипажи считали настоящим даром небес, особенно в тропиках. Однако кое-кто в Королевском флоте относил их к излишней роскоши и запретил их использовать. Матросам приходилось стирать одежду в умывальниках, считалось, что это закаляет характер и поддерживает традиции старого флота - деревянные корабли, но железные люди.

"Свордфиш" Mk II, 811 эскадрилья, авианосец "Битер", 1944 год.
"Свордфиш" Mk II, 811 эскадрилья, авианосец "Битер", 1944 год.

Рекомендую к приобретению и прочтению.