Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Поленова - сестра Поленова

Когда в семье рождаются два талантливых человека, почти всегда один из них выходит на первый план, второй - остается в тени.

В семье Поленовых, где родились и выросли два художника - Василий и Елена, расклад был очевидным. Хотя бы потому, что Елена была женщиной. А женщины в 19 веке даже не могли получить полноценного художественного образования. Да и высоколобые критики относились к женщинам - художникам несерьезно.

Но все-таки Елена Поленова оставила свой след в живописи, и о ней сегодня рассказ.

Елена Поленова. Фото 1874 г
Елена Поленова. Фото 1874 г

Елена Дмитриевна Поленова родилась в 1850 году в Санкт-Петербурге. Ее отец был чиновником для особых поручений при государственном канцлере, изучал историю и искусство. А мать писала детские книги, увлекалась рисованием и брала уроки живописи у художника Карла Брюллова.

Именно мать дала первые уроки рисования своим детям.

Портрет матери, Марии Алексеевны Поленовой, 1882. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова
Портрет матери, Марии Алексеевны Поленовой, 1882. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Чуть позже к детям пригласили преподавателя — студента Академии художеств Павла Чистякова. Он и заметил, как одарена девятилетняя Елена Поленова, а также ее старший брат Василий Поленов.

Татарник на фоне голубого неба. 1870-е
Татарник на фоне голубого неба. 1870-е

С выбором профессии у Василия вопросов не было. Хотя вначале он поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, Но потом любовь к живописи победила, и он стал студентом Императорской Академии Художеств.

С Еленой было все сложнее. Женщин в Академию Художеств не принимали. И Елена поступила на Высшие женские педагогические курсы, получила диплом домашней учительницы истории.

Но это было не то, о чем она мечтала.

Аллея ранней весной. Этюд, 1880-е. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Аллея ранней весной. Этюд, 1880-е. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Она мечтала рисовать. Родители устроили Елене поездку в Париж, где она посещала частную школу-студию Шарля Шаплена. Тот своей ученице вынес такой приговор: "У Вас есть талант… В Вас есть содержание, что ещё больше, но Вы не владеете техникой дела, и вот чем Вы должны стремиться овладеть".

Париж, 1880. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Париж, 1880. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Вернувшись домой, Елена Поленова поступила в Школу поощрения художеств (единственное серьезное место, где могли учиться женщины) и с успехом окончила её.

Осенний мотив, 1883
Осенний мотив, 1883
Столовая в доме Мамонтовых на Садово-Спасской, 1884. Частная коллекция
Столовая в доме Мамонтовых на Садово-Спасской, 1884. Частная коллекция

Её успехи были столь хороши, что ей выдели стипендию для продолжения образования за границей. Елена Поленова была первой женщиной в России, кто удостоился такой чести.

Она писала брату: "Какой скандал, Васяменя посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения".

Крыши Парижа, 1880-е. Частная коллекция
Крыши Парижа, 1880-е. Частная коллекция

По возвращению из Парижа, Елена, особо не претендуя на успех, решается представить своё акварельное творчество публике.

Желтые цветы,1885. Частная коллекция
Желтые цветы,1885. Частная коллекция
Зимний пейзаж. Опушка леса, 1885. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Зимний пейзаж. Опушка леса, 1885. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Выставка художницы вызвала противоречивые отзывы. Репин отдаёт предпочтение её этюдам перед шишкинскими, а её требовательный наставник Чистяков приходит от работ Поленовой в восторг и заключает: "Её этюды акварелью сделали бы честь самому пресловутому художнику-мужчине!".

А вот В. В. Стасов, критик, считал, что своими картинами Е. Д. Поленова "никогда не поднялась бы выше посредственности и умеренного успеха".

Подсолнухи, 1885. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Подсолнухи, 1885. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Интересно, что виртуозно владея техникой акварели, Елена Поленова долгое время не решалась работать маслом. Её смущало отсутствие академической выучки, да и сравнения со знаменитым братом не хотелось.

Но она все-таки решилась. И первую же её картину маслом, которую художница представит публике, "Иконописную мастерскую XVI века", купит Третьяков.

Иконописная мастерская XVI века, 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иконописная мастерская XVI века, 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В работах маслом художница отдавала предпочтение историческим темам.

Боярский двор, 1889. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"
Боярский двор, 1889. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"
Князь Борис перед убиением, 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Князь Борис перед убиением, 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Писала Елена Поленова и жанровые картины.

В детской, 1892. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
В детской, 1892. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
Без сил, без денег, 1895. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка
Без сил, без денег, 1895. Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник, Алупка

Особое место в творчестве Елены Поленовой занимают иллюстрации к сказкам, Эту работу она считала исключительно важной. Поленова первая отметила, что в России нет качественных иллюстраций к русским сказкам. "... и русские дети растут на поэзии английских и немецких чудно иллюстрированных сказок".

За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.

Иллюстрация к сказке "Волк и лиса",1896. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Иллюстрация к сказке "Волк и лиса",1896. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Иллюстрация к сказке "Белая уточка", 1889.  Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область
Иллюстрация к сказке "Белая уточка", 1889. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Много сил Елена отдала созданию очага русской культуры в Абрамцево, где находилась усадьба Саввы Мамонтова.

Елена Поленова долгие годы была художественным руководителем мастерской резьбы по дереву.

Она сама рисовала эскизы.

Совы. Орнамент для резьбы, 1890-е
Совы. Орнамент для резьбы, 1890-е
Цветы приветствуют восходящее солнце. Эскиз, 1897
Цветы приветствуют восходящее солнце. Эскиз, 1897

В том, чем стал музей-заповедник "Абрамцево" в наше время, большая заслуга и Елены Поленовой.

А вот в личной жизни Елене Поленовой не повезло. Она никогда не была замужем, у неё не было детей.

Однажды в её жизни случилась большая любовь. Ей было 23 года, когда в Киеве, в гостях у своей сестры, она познакомилась с молодым профессором кафедры медицинской физики Киевского университета Алексеем Шкляревским.

Молодые люди хотели пожениться, но родители Елены посчитали избранника "недостойным женихом". И все намерения остались лишь намерениями.

Жизнь Елены Дмитриевны Поленовой прервалась довольно неожиданно, когда в возрасте 46 лет она выпала на полном ходу из пролетки, в которой ехала по московским улицам, ударилась очень сильно головой, и, к сожалению, этот сильнейший ушиб головы привел к злокачественному заболеванию. В возрасте 48 лет Елена Дмитриевна Поленова умерла

Последней работой, к которой художница сделала много эскизов, но всё никак не могла подобрать удовлетворительную натуру, должна была стать картина "Змий".

Змий, 1898.
Змий, 1898.

Она так и осталась незавершенной.