Когда в семье рождаются два талантливых человека, почти всегда один из них выходит на первый план, второй - остается в тени.
В семье Поленовых, где родились и выросли два художника - Василий и Елена, расклад был очевидным. Хотя бы потому, что Елена была женщиной. А женщины в 19 веке даже не могли получить полноценного художественного образования. Да и высоколобые критики относились к женщинам - художникам несерьезно.
Но все-таки Елена Поленова оставила свой след в живописи, и о ней сегодня рассказ.
Елена Дмитриевна Поленова родилась в 1850 году в Санкт-Петербурге. Ее отец был чиновником для особых поручений при государственном канцлере, изучал историю и искусство. А мать писала детские книги, увлекалась рисованием и брала уроки живописи у художника Карла Брюллова.
Именно мать дала первые уроки рисования своим детям.
Чуть позже к детям пригласили преподавателя — студента Академии художеств Павла Чистякова. Он и заметил, как одарена девятилетняя Елена Поленова, а также ее старший брат Василий Поленов.
С выбором профессии у Василия вопросов не было. Хотя вначале он поступил на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, Но потом любовь к живописи победила, и он стал студентом Императорской Академии Художеств.
С Еленой было все сложнее. Женщин в Академию Художеств не принимали. И Елена поступила на Высшие женские педагогические курсы, получила диплом домашней учительницы истории.
Но это было не то, о чем она мечтала.
Она мечтала рисовать. Родители устроили Елене поездку в Париж, где она посещала частную школу-студию Шарля Шаплена. Тот своей ученице вынес такой приговор: "У Вас есть талант… В Вас есть содержание, что ещё больше, но Вы не владеете техникой дела, и вот чем Вы должны стремиться овладеть".
Вернувшись домой, Елена Поленова поступила в Школу поощрения художеств (единственное серьезное место, где могли учиться женщины) и с успехом окончила её.
Её успехи были столь хороши, что ей выдели стипендию для продолжения образования за границей. Елена Поленова была первой женщиной в России, кто удостоился такой чести.
Она писала брату: "Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения".
По возвращению из Парижа, Елена, особо не претендуя на успех, решается представить своё акварельное творчество публике.
Выставка художницы вызвала противоречивые отзывы. Репин отдаёт предпочтение её этюдам перед шишкинскими, а её требовательный наставник Чистяков приходит от работ Поленовой в восторг и заключает: "Её этюды акварелью сделали бы честь самому пресловутому художнику-мужчине!".
А вот В. В. Стасов, критик, считал, что своими картинами Е. Д. Поленова "никогда не поднялась бы выше посредственности и умеренного успеха".
Интересно, что виртуозно владея техникой акварели, Елена Поленова долгое время не решалась работать маслом. Её смущало отсутствие академической выучки, да и сравнения со знаменитым братом не хотелось.
Но она все-таки решилась. И первую же её картину маслом, которую художница представит публике, "Иконописную мастерскую XVI века", купит Третьяков.
В работах маслом художница отдавала предпочтение историческим темам.
Писала Елена Поленова и жанровые картины.
Особое место в творчестве Елены Поленовой занимают иллюстрации к сказкам, Эту работу она считала исключительно важной. Поленова первая отметила, что в России нет качественных иллюстраций к русским сказкам. "... и русские дети растут на поэзии английских и немецких чудно иллюстрированных сказок".
За двенадцать лет Поленова сделала иллюстрации более чем к двадцати русским народным сказкам и поговоркам.
Много сил Елена отдала созданию очага русской культуры в Абрамцево, где находилась усадьба Саввы Мамонтова.
Елена Поленова долгие годы была художественным руководителем мастерской резьбы по дереву.
Она сама рисовала эскизы.
В том, чем стал музей-заповедник "Абрамцево" в наше время, большая заслуга и Елены Поленовой.
А вот в личной жизни Елене Поленовой не повезло. Она никогда не была замужем, у неё не было детей.
Однажды в её жизни случилась большая любовь. Ей было 23 года, когда в Киеве, в гостях у своей сестры, она познакомилась с молодым профессором кафедры медицинской физики Киевского университета Алексеем Шкляревским.
Молодые люди хотели пожениться, но родители Елены посчитали избранника "недостойным женихом". И все намерения остались лишь намерениями.
Жизнь Елены Дмитриевны Поленовой прервалась довольно неожиданно, когда в возрасте 46 лет она выпала на полном ходу из пролетки, в которой ехала по московским улицам, ударилась очень сильно головой, и, к сожалению, этот сильнейший ушиб головы привел к злокачественному заболеванию. В возрасте 48 лет Елена Дмитриевна Поленова умерла
Последней работой, к которой художница сделала много эскизов, но всё никак не могла подобрать удовлетворительную натуру, должна была стать картина "Змий".
Она так и осталась незавершенной.