Найти тему
Книжный слушатель

Почему аудиокниги стали драйверами роста в российской книжной отрасли

Рынок аудиокниг в России вырос на 20 процентов в 2023 году, в то время как издатели печатной литературы жалуются на сокращение тиражей, а розничные книжные магазины отмечают падение покупательского спроса. Об этом говорили на деловой встрече «Книжные и электронные ресурсы в России: тенденции и перспективы развития», которая состоялась 5 апреля на ярмарке non/fictioNвесна в Гостином дворе в Москве.

В докладах руководителей крупнейших издательств меня интересовали прежде всего факты об аудиокнигах, поскольку наш блог «Книжный слушатель» рассказывает именно о звучащей литературе. Как выяснилось, аудиокниги остаются неотъемлемой частью издательских проектов, поскольку усиливают интерес читателей к литературным произведениям и расширяют возможности ознакомления с ними. К примеру, генеральный директор издательства «Детская литература» Олег Морозов сообщил, что все печатные новинки сопровождаются выпуском электронных и аудиоверсий. Директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова рассказала о подписке «Альпина.Плюс», благодаря которой открывается доступ почти к 3000 электронных и аудиокниг в собственном приложении издательства.

Цифровые сервисы с аудиокнигами динамично развиваются во всем мире, отвечая растущим читательским интересам. «На недавней Лондонской книжной ярмарке сообщалось, что 77(!) процентов покупателей книг слушают аудиоконтент, в среднем слушание занимает не менее 2 часов в день и около 100 часов в месяц. В нашей стране другая история развития, но тем не менее сегмент аудиокниг вырос на 20 процентов в прошлом году», – сказала Елена Бейлина, генеральный директор ИД «Университетская книга» и председатель Комитета по электронным ресурсам и цифровой трансформации книжного рынка Российского книжного союза.

-2

Глава ИД «Союз», руководитель Комитета по поддержке и развитию аудиокниг РКС Владимир Воробьев назвал факторы устойчивого роста спроса на аудиокниги. Во-первых, крупные книжные издательства активно переводят свои «золотые фонды» в аудиоформат; около 50 процентов печатных бестселлеров, которые уже заслужили читательскую любовь, стали востребованными аудиокнигами. Во-вторых, подписки на цифровые сервисы упростили доступ к аудиокнигам и снизили стоимость их прослушивания. В-третьих, количество цифровых сервисов увеличивается, тут уже не только ЛитРес, но и сервисы в экосистемах Яндекс, Вконтакте, Сбер, которые заинтересованы в привлечении и удержании клиентов. К тому же, удобство и доступность цифровых мобильных сервисов сократили тягу пользователей к «пиратским» сайтам.

Что касается конкуренции со стороны искусственных голосов, то она, по мнению Владимира Воробьева, не является существенной. Как показывает практика, слушатели не готовы воспринимать синтезированную речь для художественной литературы и предпочитают качественное актерское исполнение. Роботизированную озвучку можно использовать для каких-то справочных текстов, их не жалко и в ускоренном режиме прослушивать. Хотя, возможно, в будущем такие тексты не станут превращать в аудиокниги, а люди смогут слушать их, загружая в специальные приложения с синтезированными голосами. Ну а художественная литература, озвученная актерами, по-прежнему будет пользоваться популярностью у широкой аудитории.

Хобби
3,2 млн интересуются