Найти в Дзене
Александра Шаронова

ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКУ КОМПОЗИЦИЯ или как управлять вниманием зрителя

Оглавление

"Главным и основным умением в изобразительном творчестве я считаю..."

...Как бы вы ответили на этот вопрос? Если задуматься, то наверное у каждого художника, у каждого педагога есть свое мнение на этот счет. Кто-то ставит выше всего умение передавать всё в точности как на натуре, кто-то считает что главное - уметь владеть материалом, кто-то скажет что важнее уметь рисовать "из головы" и не следовать правилам. Я же за многолетний опыт обучения и личной практики пришла к логическому заключению, которым собственно, и хочу поделиться. И вывод мой таков:

Главным и основным в изобразительном творчестве я считаю... ...умение строить композицию и владеть основами цветоведения.

Я поясню! Поговорим о первой части моего утверждения. Как всегда откатываемся к банальному определению слова:

Композиция (лат. compositio) - означает сочинение, составление, сочетание, соединение различных частей в единое целое (в соответствии с какой-либо идеей).

Композиция применяется во множестве сфер жизни: музыкальные произведения, литературные произведения, архитектура, прикладное творчество, флористика, и конечно изобразительное искусство. Используется оно в тех сферах деятельности человека, которые так или иначе связаны с творчеством.

Композиция нужна для точного выражения мысли автора. Можно сказать что композиция - это язык, который понятен без слов, и, как показано на картинке выше, относится это к разным сферам деятельности.

Разгадайте ребус :)
Разгадайте ребус :)

Для изобразительного искусства композиция - это умение владеть вниманием зрителя, и умение провести его взгляд по тому пути, который запланировал художник. Например, книжная иллюстрация и станковая композиция отличаются по своей сути: если в станковой композиции нужен образ, демонстрация идеи, мысли и эмоционального состояния (с непременной загадкой которую зритель должен прочитать сам), то в иллюстрации рисунок дополняет и раскрывает словесное описание, это больше пересказ, констатация факта. При этом цель и в одном и во втором случае все таки общая- это цельность, тон, цвет. И как в одном, так и втором варианте составления композиции нельзя допускать, чтобы изображение на ней было шаблонным, примитивным в плохом смысле, оно должно быть выразительным и интересным.

Без учета правил композиции сложно создать что-то выразительное.
Без учета правил композиции сложно создать что-то выразительное.

Можно сказать, что композиция первична над техническими навыками, над приёмами рисования, над умением реалистического изображения. Технические навыки - это умение пользоваться определенными художественными материалами и инструментами. Это разумеется, тоже очень важно, но ценно это становится только при знании композиции.

Почему так? Потому, что любой рисунок - это прежде всего цельный объект, восприятие которого начинается не с разглядывания того, насколько красивый штрих, или как хорошо виден гуашевый раздельный мазок, (или насколько жидкая акварель), а с общего пятна на формате. И если это пятно просто напросто не на своем месте, если у него скучная контрформа, если не применяются никакие средства выразительности, то до оценки похожести или техничности даже не дойдет дело. Поэтому я с первых занятий и со взрослыми и с детьми обучаю хорошо гармонично и уравновешенно компоновать объекты в формате, это одна из важнейших задач!

Если обратиться к художникам-абстракционистам, кубистам, авангардистам, экспрессионистам, то можно поразиться насколько изображаемые предметы и их окраска могут быть нереалистичны, но при этом притягательны и интересны для созерцания. Почему? Потому, что есть композиция и цвет. Работы эти являются ценными объектами искусства мирового масштаба:

К.Малевич, П.Пикассо, А.Матис.
К.Малевич, П.Пикассо, А.Матис.

Кстати, именно теми же параметрами цепляют детские работы, в которых дети неумело изображают окружающий мир, но имея первоначальные навыки компоновки и работы с цветом имеют выразительные работы. Поэтому, для любого начинающего и профессионального художника главным и первичным средством выразительности является композиция. (и владение цветом)

Арина 10 лет, Настя 6 лет, Маша 7 лет.
Арина 10 лет, Настя 6 лет, Маша 7 лет.

Хорошую практику компонования дети с 7 лет получают, работая с натуры, об этом я рассказываю здесь!

Как работать над композицией? Как искать и составлять её?

Самое первое в составление композиции – это поиск идеи и размышление над тем, как ее самым лучшим образом воплотить и показать, чтобы она была понятна зрителю.

  1. Составление композиции всегда начинается с эскизов. На первом этапе это очень упрощенные вариации маленького размера – поиск пятен, масс, формата.
  2. Затем, самый удачный вариант прорисовывается подробнее, для этого обязателен дополнительный визуальный или информационный материал – наброски с натуры, либо поиск каких-то референсов из интернета. В современных реалиях это большое спасение и подмога художнику, но зацикливаться только на нем не стоит, конечно.
  3. Затем, когда готов подробный эскиз, художник выбирает цветовую гамму и так же выполняет несколько вариаций цветовых решений, сперва это просто цветовые нашлёпки, потом прорисованные цветовые эскизы.
  4. Дальше маленький эскиз, масштабируя с помощью сетки переносится на большой формат с сохранением пропорций.

Этот способ может казаться долгим и сложным, но он самый оптимальный, так как позволяет всё продумать и решить заранее, исключая ошибки, и действовать по намеченной схеме, а не страдать в процессе работы сразу над большим форматом.

Этапы ведения поиска композиции на примере моей дипломной работы 2011г "Полет мысли".
Этапы ведения поиска композиции на примере моей дипломной работы 2011г "Полет мысли".

Основные понятия в составлении композиции.

Средств выразительности в композиции, конечно, очень много: композицию изучают в учебных заведениях несколько лет, но если хоть немного из них выбирать, то вот такие аспекты хотелось бы осветить:

-8

Прежде всего выбор формата. Соотношения сторон формата влияют на эмоциональное восприятие. Квадрат - это статика, неподвижность, горизонтальный формат - повествование, панорама, вертикаль - героичность, триумф. Каждая конфигурация пропорций формата уже дает информацию об изображении.

-9

Как привлечь внимание зрителя к чему-то важному? Показать способом, который невозможно не заметить. Это может быть тон, цвет, форма или размер. Так же это могут быть "специальные места" на картинной плоскости, к которым стремится наш глаз физиологически, располагая элементы именно там, можно добиться нужного внимания.

-10

Роль ритма в композиции. Ритм тоже влияет на эмоциональное восприятие картины. Он помогает систематизировать однотипные элементы, чтобы привести общее впечатление от картины в соответствие с замыслом. Учитывая, что ритм бывает упорядоченный или хаотичный, он может придать ощущение статики или динамики. Ритм это именно то, что делает композицию интересной для рассматривания, и присутствует везде и всегда в окружающем мире: ритмы теней и светов, ритмы цвета, городские ритмы, человеческие фигуры, ритмы повторяющихся элементов в интерьере, ритмы природных форм... Самое главное найти в них красоту и привести к гармоничному расположению.

-11

Немаловажное умение сделать композицию выразительной - выявить тональные отношения. Грубо говоря разделить что "черное", что "белое", и что "среднее". Тон видно издалека, цвет можно рассмотреть на небольшом расстоянии, линия заметна только вблизи. Поэтому то, что можно увидеть издалека и является главным моментом, придающим цельность композиции, и решающим фактором её восприятия.

-12

Согласны? :)

Немного поговорив о композиции, перейдем к цвету. Но это мы обсудим в следующей статье!

Спасибо за прочтение.

Авторство данной статьи в полном объеме принадлежит художнику-педагогу Шароновой Александре Андреевне. Использование материалов статьи (текста и коллажей) в любых целях запрещено без ссылки на автора или источник.