"Главным и основным умением в изобразительном творчестве я считаю..."
...Как бы вы ответили на этот вопрос? Если задуматься, то наверное у каждого художника, у каждого педагога есть свое мнение на этот счет. Кто-то ставит выше всего умение передавать всё в точности как на натуре, кто-то считает что главное - уметь владеть материалом, кто-то скажет что важнее уметь рисовать "из головы" и не следовать правилам. Я же за многолетний опыт обучения и личной практики пришла к логическому заключению, которым собственно, и хочу поделиться. И вывод мой таков:
Главным и основным в изобразительном творчестве я считаю... ...умение строить композицию и владеть основами цветоведения.
Я поясню! Поговорим о первой части моего утверждения. Как всегда откатываемся к банальному определению слова:
Композиция (лат. compositio) - означает сочинение, составление, сочетание, соединение различных частей в единое целое (в соответствии с какой-либо идеей).
Композиция применяется во множестве сфер жизни: музыкальные произведения, литературные произведения, архитектура, прикладное творчество, флористика, и конечно изобразительное искусство. Используется оно в тех сферах деятельности человека, которые так или иначе связаны с творчеством.
Композиция нужна для точного выражения мысли автора. Можно сказать что композиция - это язык, который понятен без слов, и, как показано на картинке выше, относится это к разным сферам деятельности.
Для изобразительного искусства композиция - это умение владеть вниманием зрителя, и умение провести его взгляд по тому пути, который запланировал художник. Например, книжная иллюстрация и станковая композиция отличаются по своей сути: если в станковой композиции нужен образ, демонстрация идеи, мысли и эмоционального состояния (с непременной загадкой которую зритель должен прочитать сам), то в иллюстрации рисунок дополняет и раскрывает словесное описание, это больше пересказ, констатация факта. При этом цель и в одном и во втором случае все таки общая- это цельность, тон, цвет. И как в одном, так и втором варианте составления композиции нельзя допускать, чтобы изображение на ней было шаблонным, примитивным в плохом смысле, оно должно быть выразительным и интересным.
Можно сказать, что композиция первична над техническими навыками, над приёмами рисования, над умением реалистического изображения. Технические навыки - это умение пользоваться определенными художественными материалами и инструментами. Это разумеется, тоже очень важно, но ценно это становится только при знании композиции.
Почему так? Потому, что любой рисунок - это прежде всего цельный объект, восприятие которого начинается не с разглядывания того, насколько красивый штрих, или как хорошо виден гуашевый раздельный мазок, (или насколько жидкая акварель), а с общего пятна на формате. И если это пятно просто напросто не на своем месте, если у него скучная контрформа, если не применяются никакие средства выразительности, то до оценки похожести или техничности даже не дойдет дело. Поэтому я с первых занятий и со взрослыми и с детьми обучаю хорошо гармонично и уравновешенно компоновать объекты в формате, это одна из важнейших задач!
Если обратиться к художникам-абстракционистам, кубистам, авангардистам, экспрессионистам, то можно поразиться насколько изображаемые предметы и их окраска могут быть нереалистичны, но при этом притягательны и интересны для созерцания. Почему? Потому, что есть композиция и цвет. Работы эти являются ценными объектами искусства мирового масштаба:
Кстати, именно теми же параметрами цепляют детские работы, в которых дети неумело изображают окружающий мир, но имея первоначальные навыки компоновки и работы с цветом имеют выразительные работы. Поэтому, для любого начинающего и профессионального художника главным и первичным средством выразительности является композиция. (и владение цветом)
Хорошую практику компонования дети с 7 лет получают, работая с натуры, об этом я рассказываю здесь!
Как работать над композицией? Как искать и составлять её?
Самое первое в составление композиции – это поиск идеи и размышление над тем, как ее самым лучшим образом воплотить и показать, чтобы она была понятна зрителю.
- Составление композиции всегда начинается с эскизов. На первом этапе это очень упрощенные вариации маленького размера – поиск пятен, масс, формата.
- Затем, самый удачный вариант прорисовывается подробнее, для этого обязателен дополнительный визуальный или информационный материал – наброски с натуры, либо поиск каких-то референсов из интернета. В современных реалиях это большое спасение и подмога художнику, но зацикливаться только на нем не стоит, конечно.
- Затем, когда готов подробный эскиз, художник выбирает цветовую гамму и так же выполняет несколько вариаций цветовых решений, сперва это просто цветовые нашлёпки, потом прорисованные цветовые эскизы.
- Дальше маленький эскиз, масштабируя с помощью сетки переносится на большой формат с сохранением пропорций.
Этот способ может казаться долгим и сложным, но он самый оптимальный, так как позволяет всё продумать и решить заранее, исключая ошибки, и действовать по намеченной схеме, а не страдать в процессе работы сразу над большим форматом.
Основные понятия в составлении композиции.
Средств выразительности в композиции, конечно, очень много: композицию изучают в учебных заведениях несколько лет, но если хоть немного из них выбирать, то вот такие аспекты хотелось бы осветить:
Прежде всего выбор формата. Соотношения сторон формата влияют на эмоциональное восприятие. Квадрат - это статика, неподвижность, горизонтальный формат - повествование, панорама, вертикаль - героичность, триумф. Каждая конфигурация пропорций формата уже дает информацию об изображении.
Как привлечь внимание зрителя к чему-то важному? Показать способом, который невозможно не заметить. Это может быть тон, цвет, форма или размер. Так же это могут быть "специальные места" на картинной плоскости, к которым стремится наш глаз физиологически, располагая элементы именно там, можно добиться нужного внимания.
Роль ритма в композиции. Ритм тоже влияет на эмоциональное восприятие картины. Он помогает систематизировать однотипные элементы, чтобы привести общее впечатление от картины в соответствие с замыслом. Учитывая, что ритм бывает упорядоченный или хаотичный, он может придать ощущение статики или динамики. Ритм это именно то, что делает композицию интересной для рассматривания, и присутствует везде и всегда в окружающем мире: ритмы теней и светов, ритмы цвета, городские ритмы, человеческие фигуры, ритмы повторяющихся элементов в интерьере, ритмы природных форм... Самое главное найти в них красоту и привести к гармоничному расположению.
Немаловажное умение сделать композицию выразительной - выявить тональные отношения. Грубо говоря разделить что "черное", что "белое", и что "среднее". Тон видно издалека, цвет можно рассмотреть на небольшом расстоянии, линия заметна только вблизи. Поэтому то, что можно увидеть издалека и является главным моментом, придающим цельность композиции, и решающим фактором её восприятия.
Согласны? :)
Немного поговорив о композиции, перейдем к цвету. Но это мы обсудим в следующей статье!
Спасибо за прочтение.
Авторство данной статьи в полном объеме принадлежит художнику-педагогу Шароновой Александре Андреевне. Использование материалов статьи (текста и коллажей) в любых целях запрещено без ссылки на автора или источник.