Конечно, подробного ответа на этот вопрос у нас нет и быть не может – это божественная тайна.
Однако, в Ев. от Луки записана очень интересная история, которая проливает определенный свет на эту великую тайну.
Лк 2:42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Лк 2:43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
Лк 2:44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
Лк 2:45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
«Остался Отрок Иисус в Иерусалиме». Неудержимое стремление к божественному могуче заявило о себе в душе Христа во время первого посещения Им Иерусалима и побудило Его снова вернуться в храм, когда родители пошли было с Ним домой.
Лк 2:48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Лк 2:49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Лк 2:50. Но они не поняли сказанных Им слов.
«И, увидев Его» — конечно, увидели Его Иосиф и Мария — «удивились» — именно тому, что Иисус находится в храме и притом среди учителей, к беседе с которыми Он, по представлению родителей, не был подготовлен.
«И Матерь Его сказала». Материнское чувство живее, чем чувство отца, и скорее вырывается наружу.
«Отец Твой». Пресвятая Дева, очевидно, доселе ни слова не сказала Своему Сыну о том, что Иосиф — не отец Ему. Она предоставляла Самому Богу это оповещение тайны рождения Иисуса.
«С великою скорбью». Стоящее здесь греческое слово (ὀδυνόμενοι) означает и физическую, и душевную боль. По-нашему можно передать так: «измучились мы, искав тебя».
«Зачем было вам искать Меня?» Здесь нет никакого упрека по отношению к родителям, а только выражение недоумения по поводу их тревоги.
«Или вы не знали...», т.е. вам ведь хорошо должно быть известно Мое назначение. Здесь намек на те откровения, которые получили Иосиф и Мария от Ангела об Иисусе. Замечательно, что Христос высказывает здесь тайну, которую, очевидно, доселе скрывали от Него Мария и Иосиф...
«Должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»
Одни толкователи видят здесь указание на храм как место особого присутствия Бога, другие же понимают слова Христа как обозначение призвания Христа исполнять волю Отца Небесного: «в делах, какие принадлежат Моему Отцу». Из этих толкований мы предпочитаем первое, так как Христос отвечает именно по поводу «искания Его» родителями. Он хочет сказать, что долго искать им не было надобности: всего естественнее было прямо прийти в храм, где Христос чувствовал Себя находящимся ближе всего к Своему Отцу. Если же понимать здесь «дела Отца», то эти дела Христос мог совершать и не в храме. Но в каком смысле здесь Христос называет Бога Отцом Своим?
Прежде всего уже ясно, что слова «Отца Моего» представляют собой ответ на не совсем точное выражение Марии: «вот отец Твой», т.е. Иосиф. Христос хочет напомнить Матери, что у Него один только Отец — Бог.
Затем Христос говорит «Отец Мой», а не «Отец наш», как Он должен был бы сказать, если бы имел в виду Свое отношение к Иегове как Отцу Израиля в общем смысле этого слова.
Наконец, замечание евангелиста, что Иосиф и Мария «не поняли Его слов», также говорит против такого толкования. Что же было непонятного в том, что Отрок, воспитанный в любви к Богу как к Отцу всего Израиля, теперь высказывает сознание того тесного общения с Богом, в каком Он Себя почувствовал, в первый раз будучи на празднике Пасхи в Иерусалиме?
Поэтому более естественным мы считаем такое толкование, которое усматривает в этом изречении Христа сознание Им Своего высшего, метафизического единства с Богом — Он сознает Себя Сыном Божиим по природе, по существу: Бог — Его Отец в собственном смысле этого слова.
«Но они не поняли сказанных Им слов». В откровении, полученном от Ангела Иосифом и Мариею, ничего не было сказано о том, как будет идти развитие Божественного Младенца. Им была очерчена только деятельность Христа как Мессии. Естественно поэтому их недоумение по поводу сделанного Христом заявления: что же, в самом деле, теперь станут делать они, родители? Будет ли Христос отныне подчиняться им, как делал это доселе? Или же, может быть, отныне Ему, как знающему тайну Своего рождения, нужно предоставить полную свободу в дальнейшем развитии?
Лк 2:51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Лк 2:52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Но недоумение Иосифа и Марии продолжалось недолго. Христос спокойно последовал за ними в Назарет, где и пребывал последующее время в полном повиновении у своих родителей, как обыкновенный еврейский отрок, а потом юноша. Проявление в Нем сознания Своего богосыновства не воспрепятствовало, а, напротив, только содействовало тому, чтобы идти путем самоуничижения к Своей великой цели. А одним из проявлений такого самоуничижения и было полное подчинение воле Своих родителей (Комментарии Лопухина).
Итак, Христос узнал о Своем настоящем Отце не от Марии и не от Иосифа, но через откровение. Более того, Он знал также и суть откровений, которые имели от Бога Его мать и Иосиф. Каким образом Иисус получал откровения? Были ли это Ангельские посещения, или внутренний голос, или сны – мы конечно не знаем.
Знаем другое – Бог стал Человеком, чтобы человек смог подняться на огромную духовную высоту и обожиться…