Климатические изменения в Арктике требуют системного реагирования — для этого правительство намерено создать отдельный всеобъемлющий закон, касающийся вечной мерзлоты. Он будет регулировать необходимые меры на всех уровнях — от федерального до регионального.
Де-факто Россия возвращается к практике регулярных наблюдений за состоянием мерзлых почв, которая в свое время поддерживалась Советским Союзом. Однако теперь для этого появились более совершенные технологические инструменты.
По оценкам ученых, до 2050 года несущая способность грунтов в Арктике снизится в два раза. Уже сейчас в ряде арктических городов число деформированных из-за этого зданий составляет порядка 50% от общего числа. Если негативный сценарий воплотится в реальность, ущерб от деградации мерзлоты в ближайшие десятилетия составит 5-7 трлн рублей.
Без всесторонней оценки нарушения устойчивости мерзлотных грунтов под угрозой может оказаться разработка мастер-планов опорных пунктов в Арктике. Эта работа ведется по поручению президента Владимира Путина. Понятно, что модернизация северных городов должна учитывать грядущие климатические изменения.
Есть и угроза планетарного масштаба — вечная мерзлота является резервуаром огромного количества углерода. Согласно расчетам, каждый градус глобального потепления может высвободить столько углерода, сколько 35 миллионов автомобилей выбрасывают в атмосферу за год.
Новый закон станет ключевым механизмом, который обеспечит дальнейшее инфраструктурное развитие северных территорий с минимизацией климатических рисков. В ряде субъектов соответствующая работа фактически уже стартовала. Так, в ЯНАО принят закон «О многолетней мерзлоте в Ямало-Ненецком автономном округе», документ вступил в силу 1 января 2024 года.
В округе уже пробурено более 60 термометрических скважин фонового мониторинга, регулирование хозяйственной деятельности в области многолетней мерзлоты ведется на базе научных данных. Самый очевидный сценарий оперативного запуска «всеобъемлющей системы» — масштабирование опыта Ямала на все арктические территории.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд