Найти тему
Саратовский гид

Конструктивизм Саратова - революционный стиль и утопия нового быта

В мире конструктивизм считается главным русским вкладом в мировую архитектуру ХХ века. На самом деле он не совсем русский, но "расцвёл" именно у нас, так как сто лет назад именно в России провели гигантский эксперимент – попытались построить новое общество и создать нового человека. Пришедшим к власти большевикам ко двору пришлось новое искусство – авангард и порожденная им архитектура, выразившаяся не только в новых внешних формах, но и в попытках внедрить новое внутреннее устройство зданий. Политические реалии уже в середине 1930-ых привели к возврату к классическим формам предыдущих эпох. Но в наших городах, в том числе в Саратове, памятниками краха Утопии до сих пор высятся здания той эпохи.

Очень кратко теория: Авангард - обобщающее название течений в мировом искусстве конца 19 – начала 20 века. Термин, так же как ранее романтизм или реализм, не является самоназванием.

Казимир Малевич. Супрематизм.
Казимир Малевич. Супрематизм.

Обобщенно – это направление в искусстве в основе которого отказ от традиции и эксперименты с новыми образами и формами. Вот здесь русские были одними из "законодателей мод" - например художники Малевич и Кандинский...

В архитектуре Европы, сразу после Первой мировой, появился функционализм, характеризуемый четкими геометрическими линии, простотой и подчеркнутая рукотворностью построек. (В «предыдущем» стиле, модерне, наоборот – природные формы.) Впрочем, есть мнение, что это была просто новая сторона модерна. Модерн геометрический и рациональный! Вот здесь подробности:

Из открытых источников
Из открытых источников

Функционализм возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд) в начале XX века. Причиной возникновения стали не только искания "творческих" людей, но и достижения строительной техники, новые материалы. Важную роль играло изменение структуры общества в результате индустриализации и урбанизации! Создатели функционализма разработали новые приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Иконой функционализма является здание Баухауза в Дессау, Германия, построенное по проекту В.Гропиуса в 1928 году.

Из открытых источников
Из открытых источников

В России молодые архитекторы сразу увлеклись новым направлением. Поддержка «революционного» государства привела к расцвету данного направления именно у нас. Конструктивизм характеризуется максимально простыми и правильными формами – куб и прямоугольник. Отсутствие декора! Концентрация на практической стороне условий быта.

Из открытых источников. Яркие примеры стиля, реализованные и оставшиеся на бумаге.
Из открытых источников. Яркие примеры стиля, реализованные и оставшиеся на бумаге.

Отмечу и идею строительства квартир именно для рабочего класса! До революции конечно самого бедного. Специально для них дома не строили. В Саратове первым в новом стиле было построено здание, по моему мнению не слишком соответствующее канонам этого стиля внешне, но уже с внутренними кардинальными отличиями. О чём оповещала даже надпись на фасаде!

Дом "Новый быт", Проспект им П.А.. Столыпина, 48. Обратите внимание на сталинки по бокам.
Дом "Новый быт", Проспект им П.А.. Столыпина, 48. Обратите внимание на сталинки по бокам.

Изначально выглядел вот так:

Сайт "Фотографии Старого Саратова". А здесь по бокам ещё дореволюционные здания.
Сайт "Фотографии Старого Саратова". А здесь по бокам ещё дореволюционные здания.

Идея нового быта стала популярна как раз в те года не только у нас, но и в Европе и заключалась в максимальном обобществлении быта. С внешним видом фасада никак не связана! Основные постулаты - дома нужно только спать. Женщину освободить от стирки и готовки и заботы о маленьких детях. Принимать пищу нужно было в столовой. И максимально проводить в быт в обществе. Эта сумасшедшая по моему мнению идея наиболее воплотилась в домах-коммунах, о которых далее. И вероятно разработчики исходили не из заботы о женщине, а из вовлечения её в индустриализацию! До 20 века женщины в основном не работали!!! А здесь и на работу и домом занимайся.

Здание "Нового быта" строил дом РЖСКТ «Рабочий» для рабочих пищевой промышленности - маслотреста, хлебзавода имени Стружкина, дрожжевого завода, так как у этих предприятий не было своих строительных кооперативов.
Внутренняя коридорная планировка здания предполагала двухсторонние расположение жилых комнат и квартир. На каждом этаже было по два санузла для мужчин и женщин с двумя кабинками и общая кухня. Комнаты досуга на этажах не были предусмотрены. Не было ни прачечной, ни столовой.

"Поволжская правда" от 16.07.1930
"Поволжская правда" от 16.07.1930

Сама идея абсурдна изначально. Прежде чем строить "квартиры" по новому, без индивидуальных "удобств", необходимо создать социальную инфраструктуру. И в любом случае непонятно - индивидуальный туалет то причем?!!! В большинстве мест где планировался "новый быт" получились трущобы! Вот так этажи "Нового быта" выглядят в наше время:

Коридор в подъезде
Коридор в подъезде
Кабины в туалете
Кабины в туалете

В новом стиле строили и общественные здания. В1932-34 на углу ул. Республик (теперь пр. Столыпина) и ул. Чапаева построили вот такое здание "Нефтеторга":

Сайт "Фотографии Старого Саратова".
Сайт "Фотографии Старого Саратова".

При его проектирование в договоре с архитектором отдельным пунктом было прописано "никакого внешнего декора"! В модном, конструктивистском стиле. Вроде бы построили столь плохо, что уже через пару лет потребовался капитальный ремонт. И заодно во второй половине 1930-ых фасад переделали, по новой моде.

-11

Подробнее об этом квартале можно почитать здесь:

В 1932 возвели комплекс зданий общежитий сельско-хозяйственного института. Уже просто - общежития:

Сайт "Фотографии Старого Саратова". ул. Аэропорт, секции СХИ, 1, 2, 3, 4
Сайт "Фотографии Старого Саратова". ул. Аэропорт, секции СХИ, 1, 2, 3, 4

В наше время выглядят вот так:

-13

В 1929 - 1933 г.г. строится несколько кварталов. Уже с Домами быта, фабриками кухнями и другой инфраструктурой. Об одном из них подробнее позже.

В архитектуре конструктивизма необходимо отделить два момента - внешние характеристики стиля и внутренние особенности планировки. Первое не обязательно подразумевало и второе! Внешне конструктивизм лучше всего выразился в домах ИТР, расположенных в самом центре города. Дома строились для инженерно-технических работников. На ул. Некрасова расположились первые два. Строительство шло по типу кооператива, жильцы стали дольщиками, была создана специальная артель "Инженерный труд". Возглавил строительство архитектор Дмитрий Васильевич Карпов, один из главных архитекторов Саратова в 1930-1940-ые.

Фото из отрытых источников. Адрес на фото) Пересечение с ул. Н.А. Некрасова. Дом сдали в декабре 1934.
Фото из отрытых источников. Адрес на фото) Пересечение с ул. Н.А. Некрасова. Дом сдали в декабре 1934.

Острые углы, угловые окна, ленточная расстекловка подъездов. Торцевая эркерная коробка, как бы чуждая основному зданию. У двух квартир эркера похожи на закрытые, как принято в наше время, балконы - лоджии. Настоящее балконы легкие, ажурные. Одна из торцевых квартир досталась самому архитектору. Квартиры в доме совсем обычные. По две на этаже подъезда.

В наше время все думают. что балконы закрыли в постсоветскую эпоху.
В наше время все думают. что балконы закрыли в постсоветскую эпоху.

Тут же на другом краю квартала строят второй дом. Чуть дальше по ул. Н.А. Некрасова. Там, где между ними серая хрущевка на фото, предполагался третий. И получился бы один комплекс. У двух домов даже сквозная нумерация. Строительство (артель) возглавлял "строитель" Николай Васильевич Степанов. Он так же получил одну из квартир. Вопреки теории конструктивизма определенная часть декора присутствует. Полоса битого стекла наверху.

Из открытых источников. Стекла кстати осталось мало... Но ещё есть))
Из открытых источников. Стекла кстати осталось мало... Но ещё есть))

Полоса была и со стороны двора. Обратите внимания на необычные узкие окна:

Вид первого дома ИТР со двора. Стекла в "орнаменте" почти не осталось
Вид первого дома ИТР со двора. Стекла в "орнаменте" почти не осталось

В середин 1930-ых конструктивизм "отменили". Дмитрий Карпов после построил множество красивых и самобытных сталинок. Вполне возможно сторонником этого стиля он никогда и не был. Но и государственной моде слепо не следовал, был не прочь экспериментировать. Все его дома особенные и интересные! В те же года он строит вот такое общежитие "одиноких грузчиков" ниже по той же ул. Волжской, на пересечении с ул. Чернышевского. Официальное название "Дом водников (речников)".

Сайт "Фотографии Старого Саратова". Волжская называлась ул. Немреспублики, пока ту не ликвидировали в 1941. Сейчас это перекрёсток ул. Октябрьской с ул. Чернышевского.
Сайт "Фотографии Старого Саратова". Волжская называлась ул. Немреспублики, пока ту не ликвидировали в 1941. Сейчас это перекрёсток ул. Октябрьской с ул. Чернышевского.

Изначально чистый конструктивизм. Но позже Карпов украсил фасад и дом обрёл признаки неоклассицизма:

Сейчас вид такой. К сожалению дом скоро расселят и что тогда с ним делать чтобы сохранить?
Сейчас вид такой. К сожалению дом скоро расселят и что тогда с ним делать чтобы сохранить?

Дом имеет форму Г, здание выше это пристройка 1980-ых в том же стиле.

На каждом этаже коридор и 18 квартир-комнат, общие кухня и мужской и женский туалеты на этаже. Но на первом этаже были прачечная и столовая. И ещё какая! (Но сначала отмечу, что чуть раньше рядом построен первый "Дом водников", для руководства. Абсолютно нормальные квартиры.) Столовая стала местом сбора литературно-художественной богемы, а в последние десятилетия известна поминальными обедами. Старинный дом рядом недавно сгорел, а "Дом водников" внесли в список на расселение и снос. Земля здесь не золотая, платиновая. Самый красивый спуск на Набережную, с фонтанами. Благодаря усилиям общественности пока писалась данная статья здание признано выявленным объектом культурного наследия. Что однако защищает его только от сноса, но не от расселения и последующего "саморазрушения".

Вид со стороны пустыря на месте сгоревшего и снесенного дома
Вид со стороны пустыря на месте сгоревшего и снесенного дома

Ну, а идея нового быта и нового внутреннего устройства более всего воплотилась в следующем здании! Один из самых уникальных домов Саратова.

Подробнее о нём здесь:

Таких на всю страну построили 6, осталось три, кроме Саратова, в Москве и Екатеринбурге. Так называемый дом-коммуна "Рабочий":

Посчитайте этажи с этой стороны.
Посчитайте этажи с этой стороны.

Адрес - ул. Провиантская, д.7. Построили дом во времена расцвет стиля, в 1929-32 г.г. по проекту разработанному в Москве.

Сайт "Фотографии Старого Саратова". На ближней к нам части, должен был быть солярий!Смешно, что в наше время это реализовано в элитных пентхаузах))
Сайт "Фотографии Старого Саратова". На ближней к нам части, должен был быть солярий!Смешно, что в наше время это реализовано в элитных пентхаузах))

Дом уникальный. Даже этажей с каждой стороны разное количество от 5 до 8, а внутри всего три этажа - коридора! Как так? Квартиры двухэтажные! Так называемые жилые ячейки. На этаже из подъезда попадаем в длинный коридор, с множеством окон. И да - в основном дом внутри деревянный!

В нем впритык по две двери. Входишь в одну и сразу лестница вниз, в другую вверх. Вместо кухонь специальные ниши, санузел на две квартиры. Вот схема:

Прекрасная схема
Прекрасная схема

Справа по центру это коридор, из одной двери, лестница вниз, типа в гостинную с высотой потолка 3,5 метра и спальня под коридором с окнами, с потолком 2,2 метра! Из другой двери вверх и спальня над коридором! Снаружи три этажа, внутри один коридор - подъезд! Таким образом с одной стороны три линии окон, с другой на те же квартиры - две линии. Окна спален по концепции обязательно выходили на восток, чтобы солнышко будило по утрам.

А теперь посчитайте сколько этажей с этой стороны))
А теперь посчитайте сколько этажей с этой стороны))

Рядом, во дворе хозяйственный корпус. На первом этаже хозяйственного корпуса были устроены ясли и кухня, на втором — столовая, в полуподвале — прачечная. Жилой корпус, как полагалось теорией, предназначался только для сна. С хозблоком его соединял переход, который вскоре разрушили. Ниже статья нашего известного краеведа, экскурсовода и блогера - Дениса Жабкина.

-25

С тех пор в доме многое переделано: кто-то сделал в своих квартирах индивидуальные туалеты и кухни. В статье про дом есть фото современной квартиры. Здесь видео про нынешнее состояние дома, можно узнать и все подробности внутреннего устройства:

Дом-коммуна. Жители просят Путина сохранить памятник архитектуры

А я продолжу. В стиле конструктивизм создавали не только здания, но и памятники. Хоть это и редкость . Подобный уникальный памятник есть в Саратове. Памятник "Борцам 1905 года" установлен в декабре 1925 на площади имени того же года. Сейчас проще сказать - в сквере на ул. 2-ая Садовая у Городского парка. Установлен в память о событиях произошедших здесь за двадцать лет до этого.

Из открытых источников. Автор - московский скульптор Б.Д. Королёв.
Из открытых источников. Автор - московский скульптор Б.Д. Королёв.

Во время революции 1905, здесь проходили митинги, один из которых был разогнан казаками, с жертвами среди митинговавших. Скульптор, революционер, сам участвовал в баррикадных боях в Москве в 1905 году. Одна сторона постамента посвящена событиям 1905 года, другая последней революции. Скульптура рабочего символизирует главную движущую силу революции - пролетариат.

Вскоре после создания сквера и установки памятника, в 1929-32, рядом были построен целый квартал "почти конструктивизма" с домом быта в центре квартала. Дома посвятили "Дню работницы", так называли 8 марта.

Памятник и строящийся квартал домов 8 марта. Сайт "Фотографии Старого Саратова".
Памятник и строящийся квартал домов 8 марта. Сайт "Фотографии Старого Саратова".

Но самый конструктивистский микрорайон построили в начале 1930-ых в строящемся Заводском районе. Административно он создан только в 1936, как Сталинский. В наше время именно здесь, установили стелу "Саратов - город трудовой доблести"! Подробности здесь:

В микрорайоне получившем название Жилучасток завода "Комбайн", а позже Первый жилучасток, согласно плану построили 9 жилых домов и объекты коммунальной сферы нового завода "Комбайн", позже Саратовского авиационного: клуб, кинотеатр, фабрика - кухня, универмаг, школа, детский сад, ясли. В отличие от других, вышеописанных мест, здесь было всё! И всё в стиле конструктивизма. На фото ниже ясли и дома для рабочих, типа общежития.

Сайт "Фотографии Старого Саратова". На переднем плане ясли! А странные "балконы" это тоже солярии! Для детей. Прям фишка была у архитекторов.
Сайт "Фотографии Старого Саратова". На переднем плане ясли! А странные "балконы" это тоже солярии! Для детей. Прям фишка была у архитекторов.

На черно-белом фото всё такое красивое и новое. Но в реальности дома сразу превращались в трущобы. Мало того, ни о каком равенстве речь не шла.

Те же ясли в наше время. Много десятилетий - промобъект.
Те же ясли в наше время. Много десятилетий - промобъект.

Главной улицей района стал пр.Энтузиастов. Вдоль него построили несколько домов для руководящего и инженерного состава завода. Ниже уникальный кадр аэросъемки. То, что на фото выше - вторая линия, ясли прям по центру.

Из коллекции Дениса Жабкина.
Из коллекции Дениса Жабкина.

Внизу дом, что на следующем фото. И дальше поликлиника, четыре разноэтажных дома, торцами к проспекту. Там обычные квартиры. В конце , сверху фота - школа. Моя родная)) Как и поликлиника работает до сих пор. Вот оно - начало проспекта Энтузиастов, одной из самых длинных (если не самой) улиц Саратова! Первый дом расселен несколько лет назад. Сейчас расселяют и остальные... Переменная этажность тоже признак конструктивизма.

Сайт "Фотографии Старого Саратова". Первый дом пр. Энтузиастов в "молодости".
Сайт "Фотографии Старого Саратова". Первый дом пр. Энтузиастов в "молодости".

Слева вдали виднеются две сталинки второй половины 1930-ых. А так место выглядело несколько лет назад. Дом уже расселили, но ещё не снесли.

Я успел сделать фото перед сносом.
Я успел сделать фото перед сносом.

А то, что на первом фото с яслями - дома для рабочих за ними, "вторая линия", на параллельной маленькой ул. Киевской. Их постепенно расселили и снесли в последние двадцать лет. Но неприглядными общагами, в худшем смысле, они были всегда. В этом микрорайоне я вырос. Я знаю! Тем более шоком было узнать, что это редкий конструктивистский квартал и для участия в строительстве микрорайона приезжали даже 133 рабочих из Австрии и Германии. Киевская и пр. Энтузиастов "отходят" от ул. им. Орджоникидзе. (В Москве известное конструктивистское общежитие на улице с тем же названием, в наше время отреставрировано. Поищите в сети).

Дальше по ул. Орджоникидзе, ближе к заводу были построены - клуб, универмаг, фабрика -кухня и кинотеатр "Темп". Всё на месте! Хоть и измененное.

-33
-34

Вид в наше время:

Слева Универмаг (магазины до сих пор и кстати огромные подвалы), справа здание Фабрики-кухни, несколько лет здесь было РЭО ГИБДД, сейчас тоже магазины.  Сквер и ДК за ней, направо.
Слева Универмаг (магазины до сих пор и кстати огромные подвалы), справа здание Фабрики-кухни, несколько лет здесь было РЭО ГИБДД, сейчас тоже магазины. Сквер и ДК за ней, направо.

ДК изначально выглядел вот так:

-36

Но его сильно перестроили ещё в советское время.

Фото со стороны нового микрорайона "Авиатор". Дом культуры за бывшей фабрикой - кухней. Форма перестроенного дома культуры всё-равно конструктивистская! Перед ними сквер.
Фото со стороны нового микрорайона "Авиатор". Дом культуры за бывшей фабрикой - кухней. Форма перестроенного дома культуры всё-равно конструктивистская! Перед ними сквер.

А тогда, в 1930-ые, в нём начинался творческий путь первого народного артиста СССР из Саратова - Бориса Андреева!

Вместо сквера, ДК и другие объекты соцсферы, должны были быть на краю вот такой площади:

-38

Просто "Город солнца" Томмазо Компанеллы. Так и называется экскурсия которую в наше время по этим местам водит один из саратовских экскурсоводов. Но ещё с тех времён здесь просто сквер... Идеи коммунистов по построению нового мира, и некоторых архитекторов по устройству нового быта и созданию нового человека, остались утопией. Но сам стиль вполне интересен и стал важной частью архитектуры! В конце самой длинной моей статьи, отмечу факт, что здания стоят по 90-100 лет! То есть строились основательно. И те, что возможно, нужно сохранить!

При подготовки статьи использовались материалы краеведов Дениса Жабкина и Марии Салий. Про Дом - коммуну будет отдельный материал с большим количеством информации по аналогичным проектам в России и мире!