И вновь продолжаем мы наше увлекательное чтение Повести временных лет.
И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: „Чей это городок?“. Те же ответили: „Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам“. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
Что не так в этом отрывке?
Для начала хочу отметить, что этим походом начинается череда походов из Новгорода на Киев. Начали его летописные Аскольд и Дир, затем наведался Вещий Олег, затем последовали Владимир и Ярослав Мудрый. Если походы Владимира и Ярослава хоть как то объяснимы желанием великокняжеской власти, то чем мотивировались Аскольд и Дир. Археологи так и не смогли найти более менее крупного города месте Киева, датированного 60-ми годами IX века. Так что городом Киев являлся лишь в глазах летописца.
В глазах летописца и Днепр представлялся рекой, наполненной варягами. Только так я могу объяснить тот факт, что уже через год Аскольд и Дир повели на Царьград порядка двухсот ладей. А это между прочемоколо 8 тыс. воинов. Быстро они обзавелись столь внушительным войском.
Поэтому я довольно скептически отношусь и к данной информации летописца.