Формула-1 возвращается в Шанхай после вынужденного перерыва из-за COVID, но как изменился спорт за последние пять лет?
С возвращением в расписание международной трассы в Шанхае появилась прекрасная возможность предаться воспоминаниям и взглянуть на то, насколько изменился мир Формулы-1 со времени последнего Гран-при Китая.
Взлет Макса Ферстаппена
Если бы вам пришлось выбирать гонщика, чья жизнь изменилась больше всего с 2019 года, это был бы Макс Ферстаппен.
Со времени последней гонки в Китае Ферстаппен был в невероятной форме и добавил к своему послужному списку три титула чемпиона мира.
Но были не только титулы, но и побито большое количество рекордов. Он набрал очки в 43 гонках подряд, завоевал 36 поулов и 52 победы и, похоже, собирается увеличить это показатель в Шанхае.
В 2022 году он подписал новый шестилетний контракт с Red Bull, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых гонщиков в этом виде спорта, и молодой гонщик с потенциалом, который в последний раз выступал в Китае, возвращается в качестве настоящего профессионала.
Mercedes слетел со своего насеста
Если сейчас Ферстаппен наслаждается своим доминирующим выступлением, то в 2019 году это было правление Mercedes. Их победа в Китае стала 90-й за все время пребывания в Формуле-1 и 80-й с момента возвращения в спорт, и хотя их борьба за титул конструкторов продолжалась до 2021 года, в 2022-м они значительно уступили.
W13 оказался первым из серии автомобилей "Серебряных стрел", которые стали настоящим кошмаром и команда, которая в этом году выступит в Китае, сильно отличается от версии 2019 года.
W15 в лучшем случае является четвертой по скорости машиной на стартовой решетке, а их главный актив - Льюис Хэмилтон - уже подтвердил свой переход в Ferrari. В своей победной гонке Mercedes выглядел непобедимым, теперь же они выглядят побежденными.
Два чемпиона мира ушли, а еще один вернулся
Хотя в стартовой сетке 2019 года есть много знакомых лиц, которые все еще тут, также было несколько уходов, в том числе два чемпиона мира.
В 2019 году Кими Райкконен выступал за Alfa Romeo, которая стала последней командой в его карьере в Формуле-1. Финн, выигравший титул с Ferrari в 2007 году, завершил карьеру в конце сезона 2021 года и с тех пор помогает своему сыну Робину подняться по карьерной лестнице в картинге.
Еще одним покинувшим команду чемпионом мира стал бывший напарник Райкконена по Ferrari Себастьян Феттель, который покинул Формулу-1 в 2022 году. Феттель все еще выступал за Ferrari в 2019 году, но в 2021-м покинул команду и присоединился к Aston Martin. Год спустя он повесил свои гоночные перчатки на гвоздь, но слухи о его возвращении никуда не делись…
Среди других пилотов, покинувших спорт, - Даниил Квят, Антонио Джовинацци, Ромен Грожан и Роберт Кубица.
Тем временем Фернандо Алонсо, завершивший карьеру в 2018 году, вернулся в спорт и продолжит выступать еще несколько лет, подтвердив продление своего контракта с Aston Martin.
Большой бум Формулы-1
В 2019 году Liberty Media уже два года владела F1, но всего за месяц до гонки в Китае произошло важное событие, которое изменило траекторию развития этого вида спорта.
"Drive to survive" только что вышла на Netflix, и сериал будет оказывать огромное влияние на свою целевую аудиторию. В 2017 году FOM был куплен за 4,4 миллиарда долларов, а в прошлогоднем отчете утверждалось, что попытка купить "Формулу-1" за 20 миллиардов долларов была отклонена сразу.
Мир Формулы-1 больше не делится на тех, у кого есть деньги, и тех, у кого их нет, и теперь почти каждая команда приносит прибыль.
Календарь также расширяется из года в год. После вспышки COVID в 2020 году в каждом сезоне проводилось не менее 22 гонок. В 2024 и 2025 годах будет проведено 24 Гран-при.
Появились новые площадки в виде Лас-Вегаса и Майами, а Китай возвращается к графику, сильно отличающемуся от того, по которому он проходил в прошлый раз.
В Формуле-1 также сменился президент: бывший генеральный директор Lamborghini Стефано Доменикали заменил Чейза Кэри в 2020 году.
Много новых имен, но нет новых участников
Если посмотреть на расписание в 2019 году по сравнению с нынешним, то можно увидеть, что со времени последней гонки изменилось много команд, но, заглянув под капот, можно увидеть, что во главе стоят те же люди.
Такие компании, как Sauber, Racing Point, Renault и Toro Rosso (дважды), получили новые названия, но владельцы, стоящие за ними, остались прежними. Единственная разница в том, что Sauber вскоре перейдет под управление Audi, но это произойдет не раньше 2026 года.
Но это не из-за недостатка интереса. Когда в прошлом году FIA начала процесс выражения заинтересованности, четыре команды подали заявки на вступление в Формулу-1, и, хотя команда Andretti получила зеленый свет, в начале этого года FOM отклонила их.
Andretti также пытался попасть, заключив сделку с Sauber, которая, как сообщается, сорвалась в последнюю минуту.
2019 год войдет в историю как один из самых ярких сезонов для новичков, поскольку Ландо Норрис, Джордж Расселл и Алекс Албон присоединились к спорту.
С тех пор они одержали всего одну победу, но Норрис, в частности, зарекомендовал себя как один из лучших пилотов в своем шестом сезоне.
Расселл тем временем достиг своей давней цели - выступать за Mercedes, в то время как Албон продолжает впечатлять в Williams. Общая сумма очков в 1391 балл показывает, насколько хороша эта троица.
Также Шарль Леклер, который провел свой первый сезон за Ferrari в 2019 году, и, хотя на его счету всего пять побед, считается одним из лучших пилотов на стартовой решетке.
Новый формат, но не всем он по душе
С 2021 года Формула-1 также внедрила формат спринта. То, что сначала было квалификационным методом для участия в Гран-при, превратилось в самостоятельное мини-соревнование, и в эти выходные Китай примет первый спринт в сезоне.
В то время как некоторые рады видеть больше соревновательных действий в течение уик-энда, Ферстаппен выступил с критикой формата, предположив, что он отвлекает от главной гонки воскресенья.
Болиды прибавили в весе 56 кг по мере того, как Формула-1 становится все больше и громоздче, в 2022 году был проведен массовый пересмотр регламента, благодаря этому у Формулы-1 появились самые большие и громоздкие болиды всех времен.
Нынешнее поколение должно весить не менее 796 кг, в то время как в 2019 году гонщики передвигались на автомобилях весом 740 кг.
Автомобили 2024 года выпуска также могут иметь ширину не более двух метров и высоту не более 95 см, и, хотя обгоны в Китае с его длинными прямыми не будут такой проблемой, трассы, подобные Монако, кажутся все более устаревшими.