Найти в Дзене

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: прикладное творчество в интеграции с математическими представлениями и природой

Оглавление

Друзья, привет. Педагогический марафон "Огород на подоконнике" в самом разгаре, и в ближайших двух статьях я хочу поделиться с вами вариантами и технологией изготовления поделок из полосок цветной бумаги на соответствующую тематику. И эта статья не только о поделках как таковых, но и об интеграции видов детской деятельности и направлений образовательных областей. Обозначу их в конце материала, а пока о самом процессе работы. Поехали.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Поделки из полосок цветной бумаги встречаются у разных авторов в различных направлениях образовательной деятельности, и в аппликации, и в конструировании

Для какого возраста этот материал? Конструирование из бумаги официально закреплено в ФОП ДО, начиная со средней группы (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", направление "Конструктивная деятельность"). В старшем возрасте этот материал переезжает в отдельный раздел, который называется "Прикладное творчество". Именно такая формулировка ранее была отражена в программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы с основной задачей "обучение конструированию из бумаги". В этом плане для меня, например, ничего нового.

Почему всё-таки я отношу данную поделку не к аппликации, а к конструированию из бумаги и прикладному творчеству?

Вот поэтому:

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Как же будет соотноситься создание луковицы из полосок цветной бумаги с формированием математических представлений?

Реально ли в средней группе выполнить эту работу? Давайте посмотрим в программы. Луковица изготавливается из полосок разной длины, расположенных в определённом порядке. В ФОП ДО описано это довольно грустно: "педагог помогает детям осваивать сериацию". Как было раньше? На примере, опять же, Н.Е. Вераксы: "устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины".

То есть в теории поделку к завершению учебного года дети средней группы выполнить должны. Другое дело, как это будет выглядеть на практике. Всё зависит от детей, их возможностей и освоенного материала.

Именно сравнение предметов по длине и выстраивание сериационного ряда из трёх предметов с условием мы будем интегрировать в процесс конструирования из бумаги и прикладного творчества, как и представления о росте и развитии луковицы. В детских садах все возрастные группы их проращивают и наблюдают за развитием корневой системы и лукового пера. И сегодня мы как раз будем конструировать пророщенную луковицу, а в следующей статье разберём, как похожим способом можно сделать махровый цветок типа бархатца. Для сегодняшней работы нам понадобится цветная бумага жёлтого и зелёного цветов и по списку всё то, что мы выдаём детям в ходе подобного творчества (клей, кисть, подставка для кисти, клеёнка и пр.). Естественно, на моих фото полностью этого комплекта нет.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Как изготовить с детьми в детском саду луковицу из полосок бумаги

Педагог заранее заготавливает полоски цветной бумаги жёлтого и зелёного цветов шириной 15 мм и длиной 80, 100, 120 мм. Должно получиться три комплекта полосок: 1 зелёный и 2 жёлтых, в каждом комплекте по три полоски разной длины.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Работать начнём с зелёного комплекта. Задача ребёнка - рассмотреть полоски и выстроить из них сериационный ряд, начиная с самой длинной полоски. Именно она в процессе последующего склеивания концов этих трёх полосок между собой будет нижней.

Примерное правило выкладывания полосок в убывающем порядке по длине:
1. Выбрать из полосок самую длинную и отложить.
2. Из оставшихся полосок выбрать самую длинную и положить над первой, подравнивая левый край.
3. Продолжать выбирать из оставшихся полосок самую длинную и класть её над предыдущей.
4. Положить последнюю полоску.
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Таким образом формируется своеобразная "лесенка". Правильность выполнения задания поможет определить игровой персонаж, который захочет подняться по этой лесенке. Если задание выполнено верно, то все ступеньки будут похожи друг на друга (проступь каждой ступени будет одинакового размера), и при этом ни одна ступенька не будет выступать вперёд и мешать игровому персонажу подниматься.

Какую часть лука мы выполним из полосок зелёного цвета? Перо. Рассмотрите перо, как оно растёт? Перья выходят из центра луковицы, они плотно прижаты друг к другу, а концы их наоборот, не соприкасаются друг с другом.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Поэтому склеивать зелёные полоски между собой будем только с одной стороны, оставляя верхушки луковых перьев свободными. Для этого наносим клей на левый конец самой длинной полоски, кладём на неё более короткую так, чтобы края полосок совпали. Затем наносим клей на левый конец полоски, которая стала верхней, поверх неё кладём самую короткую. Луковое перо готово.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Теперь перейдём к изготовлению луковицы. Луковица будет состоять из двух одинаковых частей. Для этого возьмём первый комплект полосок жёлтого цвета и выстроим из них сериационный ряд, начиная с самой длинной полоски. Повторяем действия, выполняемые с полосками зелёного цвета: выстроив ряд, наносим на левый конец самой длинной полоски клей, поверх накладываем более короткую полоску, совмещая концы полосок. И так далее. Повторяем эти же действия со вторым комплектом полосок жёлтого цвета. Получаем две заготовки.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Какой формы луковица? Луковица чаще всего круглая. Пока заготовки для луковицы выглядят как перо. Чтобы придать половинам луковицы округлую форму, концы полосок с другой стороны нужно так же склеить между собой. Попробуйте притянуть конец средней полоски к концу самой длинной. Примерили? Получается округлая форма? Отпускаем. Теперь наносим клей на нижнюю, самую длинную, полоску, притягиваем к ней более короткую и склеиваем их концы. То же самое повторяем с самой короткой полоской: притягиваем, смотрим, отпускаем, затем наносим клей и склеиваем.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Рассмотрим половину луковицы. На что она похожа? Самостоятельно выполняем вторую половину.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Сборка поделки осуществляется следующим образом. Уточняем ещё раз, откуда растёт луковое перо. Что нужно будет сделать? Собираем луковицу на столе без клея, примеряясь. Этот способ работает и с малышами, и со старшими дошкольниками. Делаем вывод, что перо будет находиться между половинками луковицы и направлено местом склейки внутрь луковицы. Поэтому приклеивать перо будем к верхней части одной из половинок, а затем половинки склеим между собой.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Но клей будем наносить не на всю поверхность самой короткой полоски, а опять только на её концы. Сначала склеим концы, где до этого разместили перо.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Затем концы, которые будут нижней частью луковицы. Поделка готова. Для того, чтобы луковица выглядела более реалистично, можно немного сплющить её, прижав верхнюю часть к нижней.

Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"
Луковица из полосок цветной бумаги в детском саду: "прикладное творчество" в интеграции с "математическими представлениями" и "природой"

Если это возможно, можно сделать и корешки для луковицы. Рассмотрите их на опытном образце. Какого они цвета? Они светлые, бежевые или даже белые. Как можно воспроизвести их на бумаге? Способ этот подойдёт для детей, которые уверенно пользуются ножницами. Педагог заготавливает полоски белой бумаги той же ширины (15 мм) и длиной в 40 мм. На полоске карандашом делается отметка, которая как бы делит полоску на длинную и короткую её части. Ребёнку предлагается несколько раз разрезать длинную часть полоски, завершая разрез на уровне отметки. Совершенно не важно, сколько надрезов будет сделано, всё зависит от степени развития мелкой моторики и умения пользоваться ножницами у каждого конкретного ребёнка. Для детей, кто не может сделать это самостоятельно, педагог может предложить помочь и выдать уже нарезанные заготовки. Что дальше? Отматываем назад до момента склейки половины луковицы и пера. К нижней части этой же половины приклеиваем заготовку корешков, затем соединяем половинки между собой. Корешки можно оставить так, можно загнуть в произвольно порядке или подкрутить при помощи линейки. Ориентируйтесь на детей, их возможности и инициативы.

В завершении укажу, что же мы в ходе этой деятельности проинтегрировали

Если брать виды детской деятельности (как я и люблю), то изобразительную, конструирование, познавательно-исследовательскую, коммуникативную. Уже неплохо. А если добавить художественное слово, игровые моменты, двигательную деятельность (= оформить в полноценное занятие), будет вообще хорошо.

Что из образовательных областей и направлений в них: познавательное развитие (математические представления и природа), художественно-эстетическое развитие (конструктивная деятельность или прикладное творчество), речевое развитие (здесь сложно выделить направления, большинство их них), социально-коммуникативное. Физическое добавим? Ну, ок, давайте, будем считать, что тоже проинтегрировали в направлении здорового образа жизни и употребления в пищу лука с целью витаминизации.

Друзья, обращаю ваше внимание, что данный материал не является конспектом занятия как таковым или его частью, а лишь описывает процесс создания поделки с точки зрения формирования у детей математических представлений и представлений о природе.

Если вам понравилась моя идея, не пожалейте лайка. Поделитесь материалом с коллегами, сделав репост. Конструктивные комментарии приветствуются, как и подписка на канал "Методист в отставке", если вы ещё не с нами.

Больше о творчестве в Телеграм-канале "Методист в отставке. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закреплённом комментарии.