Найти в Дзене
pano-maker

Освойте правило «Солнечно 16» и другие параметры экспозиции

Оглавление

В фотографии существуют различные правила, которые помогают улучшить снимки. Какова цель правила Sunny 16 (F/16, Солнечно 16)? Оно помогает определить, какие настройки камеры нужно использовать для сбалансированной экспозиции. Как следует из названия, оно предназначено для съемки на открытом воздухе в солнечные дни.

В этой статье вы узнаете больше о знаменитом правиле Sunny 16.

Правило Sunny 16 в цифровую эпоху

В прошлом правило Sunny f16 или правило 16 было обязательным в арсенале пленочного фотографа. Это правило действует как система замера, когда у вас нет экспонометра. Но в наши дни встроенные такие приборы присутствуют в каждом устройстве. От дешевого телефона с камерой до профессионального зеркального фотоаппарата.

Тем не менее, правило Sunny 16 все еще может сослужить хорошую службу в некоторых отношениях:

  • Оно позволяет быстрее работать в ручном режиме с цифровой камерой;
  • Оно облегчает эксперименты с пленочной фотографией. Например, при съемке крупноформатной пленки 6×6;
  • Это полезное упражнение для улучшения способности читать доступный свет. С помощью приложения для измерения освещенности на смартфоне можно сверить настройки, которые вы используете, с настройками, предложенными приложением.
Мне нравится использовать приложение Pocket Light Meter на моем iPhone, чтобы практиковаться в умении читать свет. Здесь я сделал ставку на Sunny 16 и оказался прав.
Мне нравится использовать приложение Pocket Light Meter на моем iPhone, чтобы практиковаться в умении читать свет. Здесь я сделал ставку на Sunny 16 и оказался прав.

Как работает правило Sunny 16?

Правило Sunny 16 гласит, что в солнечные дни при диафрагме f/16 выдержка равна обратной величине ISO. Это означает, что при диафрагме f/16 и ISO 100 выдержка должна составлять 1/100 секунды. Это одно из самых простых правил фотографии, которое легко запомнить. Оно является отличной отправной точкой, поскольку вы, несомненно, захотите изменить настройки экспозиции в зависимости от отраженного света.

Это хороший пример условий освещения, которые соответствуют предсказаниям правила Sunny 16.
Это хороший пример условий освещения, которые соответствуют предсказаниям правила Sunny 16.

Экспозиционный треугольник

Правило Sunny 16 работает на основе так называемого треугольника экспозиции. Экспозиция вашего снимка - это сочетание значений диафрагмы, выдержки и ISO.

Треугольник предполагает, что вы можете получить ту же экспозицию, изменяя эти значения. Когда условия освещения меняются, можно увеличить ISO, выдержку или диафрагму, чтобы достичь правильной экспозиции.

Экспозиционный треугольник. Выдержка, диафрагма и ISO - вместе они определяют экспозицию изображения.
Экспозиционный треугольник. Выдержка, диафрагма и ISO - вместе они определяют экспозицию изображения.

Допустим, вы используете диафрагму f/16, ISO 400 и выдержку 1/400 с. Такая же экспозиция получится при следующих комбинациях настроек:

  1. f/11 (+1EV), ISO 400 (0EV) и 1/800с (-1EV)
  2. f/16 (0EV), ISO 800 (+1EV) и 1/800 с (-1EV).

Передержка или недодержка указывается в скобках.

Не все камеры и объективы позволяют снимать при f/16 или более узкой диафрагме. Например, моя Sony RX100 не закрывает больше f/11. Камеры Micro four-thirds начинают страдать от дифракции при f/8.

Похожие правила

На улице не всегда солнечно. В некоторые дни бывает довольно темно, и правило Sunny f16 не подходит для таких условий. По этой причине существуют различные правила в зависимости от погоды.

Приведенная ниже диаграмма «Солнечно 16» иллюстрирует условия, для которых применяются различные правила:

  • Правило «Солнечно-16» (Sunny-16): при съемке в открытом поле в солнечный день;
  • Правило «Небольшая пасмурность-11» (Slight Overcast-11): когда небо переменчиво;
  • Правило «Пасмурная погода-8» (Overcast-8): пасмурная погода, но не темно;
  • Правило «Сильная пасмурность -5,6» (Heavy Overcast -5.6): плохая погода, может идти дождь;
  • Правило «Закат-4» (Sunset-4): для типичных условий заката;
  • Правило «Снежно-22» (Snowy-22): если солнце светит над заснеженным пейзажем, рекомендуется использовать диафрагму f/22. Вы получите сбалансированную экспозицию, используя выдержку, обратную ISO.
-5

Принцип тот же, что и для Sunny-16. В пасмурную погоду следуйте правилу «Пасмурная погода-8». Чтобы получить выдержку 1/100 с, установите на фотоаппарате значение f/8 и ISO 100.

Давайте посмотрим пару примеров:

  • Классический свет, который больше подходит для правила «Пасмурная погода-8», чем для Sunny 16.
-6
  • Типичная ситуация для правила «Сильная пасмурность -5,6».
-7

Забудьте о погоде, читайте тени

Чтобы определить, какое правило лучше всего соответствует условиям освещения, обратите внимание на жесткость теней. Фактические условия неба могут ввести в заблуждение.

На этой фотографии небо выглядит прекрасным и ясным, но некоторые облака загораживают солнце. Как вы можете видеть, на земле нет теней.
На этой фотографии небо выглядит прекрасным и ясным, но некоторые облака загораживают солнце. Как вы можете видеть, на земле нет теней.

В этих условиях экспонометр моей камеры Sony RX100 Mk II показывает, что сбалансированная экспозиция получена при ISO 100, f/11 и выдержке 1/100 с.

Это правило Небольшая пасмурность-11.

Хотя небо подсказывает, что должно применяться правило Sunny f16, из-за проплывающих облаков перед солнцем, встроенный в камеру экспонометр скажет, что правило Небольшая пасмурность-11 работает лучше.

При очень мягких тенях или полном отсутствии теней лучше использовать правило Сильная пасмурность -5,6.

Правило Sunny 16 лучше всего работает с жесткими, глубокими тенями. Все, что находится между ними, подходит для правил «Пасмурно-8» или «Слегка пасмурно-11».

Одно из лучших применений этих правил заключается в том, что, используя их, вы научитесь свободно читать свет и жесткость теней.
Одно из лучших применений этих правил заключается в том, что, используя их, вы научитесь свободно читать свет и жесткость теней.

Применение правила Sunny-16 в реальной жизни

Эти правила не являются абсолютными. Реальность не состоит из отдельных факторов (солнце, облака, серые облака и т.д.). Это постоянно меняющаяся смесь различных факторов, и здесь нет пуленепробиваемых правил. Вот почему важно знать, как читать свет, особенно для фотографа на открытом воздухе.

Рассмотрим изображение ниже.

Это изображение не соответствует правилу «солнечно 16».
Это изображение не соответствует правилу «солнечно 16».

Можно увидеть очень сильные тени на земле. Однако встроенный в камеру экспонометр говорит мне, что нужно использовать выдержку, обратную ISO (т.е. 1/100 с).

Вместо этого я должен использовать диафрагму f/5.6, а не f/16, как можно было бы предположить по жесткости теней.

Почему? Потому что из-за сильной листвы сцена довольно темная. Сравните его с яркостью изображения ниже, сделанного всего несколькими минутами позже и при том же дневном свете.

Это изображение открытой местности соответствует правилу «Солнечно 16». В целом, снимки открытой местности намного светлее, чем снимки, сделанные под пологом деревьев.
Это изображение открытой местности соответствует правилу «Солнечно 16». В целом, снимки открытой местности намного светлее, чем снимки, сделанные под пологом деревьев.

Заключение

Современному цифровому фотографу не нужно запоминать эти правила благодаря встроенному в камеру экспонометру. Но практика с правилом Солнечно 16 - отличное упражнение, чтобы научиться читать доступный свет.

Начните практиковаться прямо сейчас! Посмотрите в окно: это погода по правилу «Солнечно 16» или что-то другое?

Автор статьи: Андреа Минойя

Еще больше интересных статей читайте в нашей группе и на сайте www.pano-maker.ru

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!