Этот роскошный оклад на Евангелие неизменно привлекает внимание посетителей. По описям Успенского собора XVII века, на окладе было «32 яхонта лазоревых, 7 изумрудов, 9 лала да 4 виниски» (ныне на окладе 42 камня и 5 цветных стекол).
На верхней доске Евангелия – двадцать девять отдельных пластин со священными изображениями. В среднике – образ Воскресения (Сошествия во ад) и крестообразно расположенные символы евангелистов. В центре, в полуобороте вправо – Христос, попирающий врата ада. В левой руке Спасителя – большой, украшенный камнями и жемчужинами восьмиконечный крест, в правой – Христос подымает из саркофага коленопреклоненного, простирающего руки Адама. За Адамом – Ева, с покровенными руками, обращенными к Христу, и юный Авель. Слева, за спиной Христа, в саркофаге – ветхозаветные пророки, первыми возвестившие пришествие Спасителя: юный Соломон, средовек Давид (в царских венцах, с покровенными руками) и старец Исайя.
Вокруг средника, в медальонах, – погрудные изображения апостолов и евангелистов с кодексами или свитками, а в фигурных клеймах – восьми ангелов: вверху и внизу – четырех полуфигурных, предстоящих Христу с покровенными руками, в диагональных клеймах – четырех стремительно летящих к Спасителю (кисти их левых рук сжаты так, как если бы они держали кадила или рипиды). Выше представлены обращенные к центру верховные апостолы Петр (с полуразвернутым свитком) и Павел (с развернутым свитком), в нижней части оклада – юные Фома и Филипп со свитками, вокруг средника крестообразно расположены образы евангелистов с кодексами: Иоанна (наверху), Луки (справа), Матфея (внизу) и Марка (слева); между ними – апостолы Андрей, Иаков, Симон (со свитками) и Варфоломей (с кодексом).
В наугольниках – святители в рост: Григорий Богослов, Иоанн Златоуст (наверху), Василий Великий и Николай Чудотворец (внизу), на горизонтальных частях наугольников – шестокрылы. Отцы церкви с гуменцами на головах, в фелонях и крестчатых омофорах, из-под концов которых видны орари, с кодексами в покровенных десницах.
На нижней доске Евангелия, затянутой тканью, расположены золотые средник и наугольники с крупным чеканным узором. Доски соединяют четыре застежки с ажурными концами, на обрезах – завесы из шелковой тафты (изначально золотистого цвета с лицевой стороны и бирюзового – с внутренней), украшенные чешуйчатым узором, выполненным по настилу речным жемчугом и включающим в себя рельефные каплевидные золотые плащики. Скорее всего, эти завесы были созданы не ранее конца XV в.
Согласно Описи Успенского собора начала XVII века, в убор Евангелия входили закладки («5 прокладок золото с серебром сканое, кисти у них золоты ж и серебряны, ворворки низаны жемчюгом») и чехлы («2 лагалища, одно тафта бела, а другое сукно червчато»).
© Музеи Московского Кремля