Вчера, 2 апреля 2024 года, на перегоне Костино – Иванцево Большой московской окружной (БМО – грузового обхода Москвы) сошли с рельсов 11 вагонов грузового поезда:
Понятно, какая у всех первая мысль, но, во-первых, место, мягко говоря, нелогичное – глушь грузового обхода, туда и добраться-то особо не на чем. Цель тоже не шибко громкая – обычный грузовой поезд из полувагонов и фитинговых платформ с контейнерами. Так что, видимо, в этот раз причины чисто внутренние. Из-за чего вообще «падают» поезда?
Одна из самых частых причин – излом боковой рамы тележки грузового вагона. Скелет тележки 18-100, что подкатывается под грузовые вагоны – три крупных детали, две боковых рамы и надрессорная балка:
Из-за своей сложной формы литая рама имеет слабые места, которые «срабатывают» при нарушении технологии литья либо при переработке ресурса. Об этом из года в год пишут даже «дочерние» газеты «РЖД», вот, например, из публикации от марта 2013 года:
...с начала года выявлено 24 случая изломов, что сопоставимо с данными января-февраля прошлого года. Из-за неисправности боковых рам тележек за 2 месяца отцеплено 6,556 тыс. вагонов. Рост к аналогичному периоду 2012 года составил более 7%. При этом 55% этого подвижного состава имеет срок службы менее 5 лет.
Основными причинами изломов, по словам С. Гончарова, являются нарушения технологии изготовления деталей.
Далеко не каждый излом приводит к серьёзному сходу, однако хватает и тех, что привели... А как тележка может переработать ресурс? Схем множество, к примеру, один из вариантов – сдать боковину в металлолом, потом закупить её через фирму-однодневку под видом новой и вновь подкатить под вагон. О производственных и ремонтных дефектах боковых рам рассказывает, например, эта статья:
Там, в частности, есть интересное фото «Следы ремонта сваркой на верхнем поясе длиной 70 мм». Без комментариев...
Ещё распространённая причина сходов – проезд запрещающего сигнала, тогда один поезд может врезаться в бок другого, а может просто сойти на сбрасывающем остряке или сбрасывающей стрелке, которые как раз и предотвращают таран одного поезда другим. Вот пример сбрасывающей стрелки – вдали начинается однопутный участок, виден электропоезд, он прикрыт сбрасывающей стрелкой:
Но это на станциях и постах, а вчерашний сход произошёл на перегоне. А перегон этот интересен тем, что на нём несколько лет шли работы по спрямлению и укладке двух путей. Вот этот перегон в 2016 году, снимок Игоря – автора «Блога ЖД фотографа»:
А вот относительно свежий снимок, автор – Тёмыч:
Как видим, сделана новая насыпь, уложены два новых пути, однако рихтовкой и вводом в эксплуатацию пока и не пахнет, даже опор контактной сети ещё нет. А теперь посмотрим панораму на видео с последствиями схода:
Создаётся впечатление, что нижнее строение пути не выдержало распутицы и сильно размылось, путь получил просадку, что легко могло привести к сходу. Насыпь и балласт ЖД-пути лишь выглядят просто, на деле же их строительство и содержание куда сложнее, чем у автодорожников – потому что намного выше нагрузка. О содержании пути кое-что сказано в статье «ТЭД-17»:
Вот, например, неглубокая выемка на Транссибе в Кемеровской области:
Стрелками показаны колодцы дренажной системы – вроде и выемка небольшая, а нужно принимать довольно сложные меры для водоотведения, иначе набравший воду грунт в один прекрасный момент может сам повести себя как вода. Выводы делать рано, но с каждым годом во всех сферах строительства, да и не только строительства, всё пышней расцветает «одноразовость» – никого не удивить упавшим фасадом нового дома или развалившимся через несколько лет железнодорожным мостом, тогда как старый отработал много десятилетий – как случилось не так давно в Мурманске. Возможно, что «одноразовость» и непродуманность проекта сработали и в этот раз...
А причины – в потребительском отношении как со стороны хозяев (либо вообще в отсутствии настоящих хозяев – преходящий менеджер таковым не является), так и со стороны работников. В приходе молодых специалистов без опыта и понимания сразу на инженерные и руководящие должности. Проблема системная... Вспоминается анекдот:
1942 год, Штутгарт. Пассажир подходит к кассе и спрашивает:
– когда будет поезд?
– В 18:37.
– Какая восхитительная точность!
– А что ж вы хотите, война...
Тот же год, Тамбов. Подходит пассажир к кассе – она закрыта, видит – мимо идёт вагонник, спрашивает у него:
– когда будет поезд?
– А шут его знает – может, вечером, может, завтра, может, вообще не будет...
– А чего ж так?
– А что ж вы хотите, война...
Что бы ни происходило у границ – а мирные проблемы никуда не деваются, напротив – обостряются. В наших силах решить хотя бы часть из них.
Другие публикации канала:
Тушкины потроха-31. Гидросистема, часть 1
Американские азиаты — тепловозы ТЭ33А и ТЭП33А. Часть III
Сборка ГРМ (газораспределительного механизма) учебного дизеля OM642 – видео
Зелёная полоса. Часть 8 — «одноглазые» светофоры (повторительные и заградительные) – видео
Обновления также выходят в Телеграме: https://t.me/vsechtodviz
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—